Пятница, 19.10.2018, 22:22
Главная | RSS

Форма входа

Поиск



Календарь

«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2017 » Апрель » 13 » ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ РЕБЁНКУ?
20:08
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ РЕБЁНКУ?


Уважаемый Олег Игоревич!

 

         Обстановка, сложившаяся с организацией досуга школьников в п.Бор, требует Вашего внимания, поскольку на местном уровне этот вопрос решения не находит. Суть в том, что имеющиеся в Бору учреждения культуры и внешкольного образования не вполне удовлетворяют интересам и потребностям детей и подростков в сфере художественного творчества. Причина состоит в следующем. Список кружков формируется без учёта истинных запросов подрастающего поколения, его реальных увлечений. Принцип подбора кадров для учреждений основан на узкокорпоративном «видении» их начальников, когда сельским умельцам, могущим действительно увлечь школьников любимым делом, не находится места на кружковой работе. В результате мы зачастую наблюдаем симпатичные, внешне ухоженные заведения «для детей», с внушительным штатом разнообразных специалистов, вот только сами дети ходят туда неохотно.    

 

         Мне не раз приходилось слышать от местных жителей, депутатов, работников полиции нелестные отзывы об организации работы с детьми в посёлке. До сего дня это были отдельные жалобы и замечания, которые обыкновенно игнорировались Борской администрацией. В наступившем году ко мне обратилась группа родителей учащихся младших и средних классов Борской общеобразовательной школы с просьбой помочь им в организации вокально-инструментального кружка. Имеющиеся кружки в ДДТ "Островок” детей обратившихся не привлекают, а в Борском Доме культуры им было пояснено, что при наборе в ансамбль там отдают предпочтение ребятам старших классов. Прилагаемое к настоящему письму коллективное обращение жителей Бора (сотрудников участковой больницы) в очередной раз подтверждает сказанное выше: местному руководству необходимо пересмотреть свой «казённый» подход к организации работы учреждений культуры и детского творчества с учётом пожеланий самих детей, их предпочтений в выборе форм проведения досуга, их спроса на занятия конкретными видами художественного творчества.

 

 

ИЛИ ОПЯТЬ УХОДИТЬ

В «ПОДПОЛЬЕ»?

 

         Выживание сельской культуры в первую очередь зависит от того, как относится муниципальная власть к сохранению местных обычаев и традиций, как реализуется право местного населения на сохранение культурной самобытности, передаётся ли культурное наследие молодому поколению или, напротив, подменяется нововведениями, деревне чуждыми.

         Народная музыка, песни – важная составляющая сельской культуры. В 1998-2005гг. мы широко привлекали к работе молодёжных коллективов музыкальной эстрады старожилов Бора, П-Тунгуски, Сумарокова, знатоков многоголосного песнопения, баянистов, гармонистов, балалаечников, организовали более сотни массовых зрелищных мероприятий. И вот, за истекшее с тех пор десятилетие никто более не обращался к носителям местных песенных традиций, а их бесценный опыт, веками передаваемый изустно – от дедов к внукам, к стыду специалистов, не обрёл преемственности в среде молодёжи. 


         Просьба инициативной группы жителей обязывает неравнодушных односельчан –музыкантов, художников, мастеровых – вновь вернуться к организации занятий детей в своих домах, как то происходило в 90-е годы. Дело в том, что в процессе многих бесплодных попыток достучаться до чиновников местных администраций и продолжительного саботирования оными решения настоящего вопроса (1999-2011гг.) активистами Бора оборудованы собственные помещения для ведения занятия с детьми. То есть, сегодня имеется возможность наладить работу того же ансамбля без благословления сельсовета или управлений, а просто по согласию родителей, исходя из понимания односельчанами значимости такой работы. В 1999-2004гг., при отсутствии в посёлке Дома культуры, это послужило прекрасным решением, позволившем общественникам Бора вести занятия в организованных ими ВИА и студиях и, слава богу, наши бывшие подопечные ныне сами работают в эстрадных коллективах, известных в крае и за его пределами. Таким образом, на протяжении лет жителям удавалось решать эту задачу самостоятельно, на общественных началах.    


         Тем не менее, ни инициаторы обращения, ни посвящённые в ситуацию представители общественности не считают такой выход правильным, поскольку занятия сельских детей творчеством должны проходить не «подпольно» – в сараях или банях, а в муниципальных учреждениях. Необходимость пребывания кружка в штате последних определена и другим существенным обстоятельством: общественные формирования никогда не были желанны в стенах этих учреждений – они не предусмотрены инструкциями и предписаниями, что нередко затрудняло нештатным художественная единицам пользование помещением или материальной базой, как для репетиций, так и для выступлений, разжигало конфликты, мешающие созидательному процессу.

         Кроме того, при наличии двухэтажного здания Бор ДК и ДДТ "Островок”, занятия детей в лесу на частном подворье вызовут закономерные вопросы ежегодно гостящих в посёлке работников телевидения и режиссёров-документалистов. В 1999-м в одной из передач Телеканала-"Х” на весь край была показана бесприютность творческих увлечений молодёжи и подростков Бора. Сегодня, когда за 15 лет не изменился подход чиновников к организации досуга детей, съёмочные команды также сочтут долгом осветить это плачевное положение дел.    

 

 

КУЛЬТ ДИПЛОМОВ – «ВЫВИХ»

В УМАХ ЧИНОВНИКОВ…

 

         Мои недавние обращения в Бор ДК и ДДТ "Островок” на предмет организации  вокально-инструментального кружка завершились отказом руководителей этих учреждений, аргументируемым отсутствием вакансий. Мало того, мне было пояснено, что для ведения кружковой работы необходимо получить педагогическое образование, представить программу учебной работы, план занятий, расписанный по дням и часам, и много чего ещё, не менее вздорного. Вынужден возразить господам от «образования» и «культуры» за утопичностью ревностно чтимых ими требований к квалификации подчинённых.

         Во-первых, нет секрета, что сегодня диплом о наличии образования вовсе не гарантирует образованности работника, либо его соответствия должности, и остаётся сугубо формальным условием трудоустройства. За четверть века работы в музыкальной самодеятельности посёлка я стал свидетелем того, как многие руководители кружков – подлинные мастера своего дела, способные дать детям массу полезных знаний и навыков в области прикладных форм искусства, народных ремёсел, песенного фольклора, – вынуждены были оставить эту стезю из-за подобных бюрократических придирок. Пресс чиновников (как Бора так и райцентра), ставящих оформление «дутой» отчётности выше задач просвещения, вынудил ряд грамотных преподавателей и талантливых исполнителей сцены усомниться в целесообразности своего пребывания в Бору. Так в частности, в описываемый период Бор покинул руководитель изостудии, преподаватель студии классического танца (занималось более 80 человек!), замечательные хоровики, инструменталисты, виртуозы конферанса и других эстрадных жанров. Считаю утрату этого потенциала невосполнимой для культурной жизни посёлка. К несчастью, та же ситуация повторяется в наши дни.

         Важно учитывать, ниспускаемых свыше (Москва-край-райцентр) заумные «установки» абсолютно оторваны от жизни села. Ни одна программа не может оговаривать всех обстоятельств для универсального применения во всякой местности. Равно и работа здешних ДК должна строиться прежде на понимании особенности устоев деревни, индивидуальных оттенков её «души» – неповторимых, деликатных, кои невозможно заключить в рамки безжизненной теории, научных терминов и знаков нотного текста. То не раз признавали сами работники Министерства культуры Красноярского края, в том числе, его руководители (Давыденко Т.А., Благих З.Б., другие), выносившие на рассмотрение краевого ЗС ходатайства об изменении тех или иных положений закона в интересах сохранения сельской культуры. Будучи одним из инициаторов ходатайств, позволю себе затронуть тему соответствия уставных целей здешних учреждений культуры и внешкольного образования – запросам населения в этой сфере жизни поселений.

 

         С конца 90-х районные власти то и дело занимались «чехардой» со ставками культработников, передавая их из отдела в отдел, в финале определив сельские ДК под кураторство муниципалитетов – бездушных формалистов, несведущих в данной сфере, хронически безразличных к ней. Последние немедля перевели деятельность сельских клубов на рельсы коммерции, фактически, санкционировав изгнание оттуда самодеятельных коллективов. «Самоокупаемость культуры» – самая невероятная по своей бредовости идея, к какой только способен бюрократический ум. Но муниципальные жрецы храмов просвещения, отбросив путы морали, с радостью принялась подрабатывать на аренде помещений и инвентаря – без стеснения и оглядки на этические нормы, почившие с советской эпохой. Подходить к вопросу взимания платы за пользование учреждениями культуры следовало с большей осторожностью, поскольку муниципальные постановления вступили в противоречие с конституционными гарантиями государства на доступность такого пользования гражданами РФ. Впрочем, многие права граждан ныне не менее абстрактны, чем само понятие культура.

         Чего бы там не изобретали в столице надменные авторы рекомендаций и программ, главная задача кураторов сельской культуры – обеспечить реализацию прав местного населения на пользование учреждениями культуры и участие в культурной жизни своих деревень. Это достигается, в том числе, созданием благоприятных условий для деятельности жителей и созданных по их почину творческих коллективов, направленной на привлечение молодёжи к участию в культурной и общественной жизни. Однако бедой упомянутых учреждений следует назвать отсутствие в них детей средних и старших классов в летний период. Почему? Разве этот возраст не нуждается в организации свободного времяпрепровождения?


 

БУСЫ И ФАНТИКИ –

НЕ ДЛЯ МАЛЬЧИШЕК!

 

         Во времена СССР для указанной категории работали студии, секции, кружки, «картинг» и «мото» клубы, мастерские, где учащиеся овладевали секретами ремёсел, знакомились с «азами» будущих профессии, работой с инструментом, познавали работу двигателей внутреннего сгорания, основы аэродинамики, участвовали в испытаниях собственноручно собранных моделей, в соревнованиях, конкурсах. Досуг подростка был насыщен различными общественно-полезными нагрузками, занятиями творческого и познавательного характера. Что могут предложить детям борские специалисты сегодня?

         Вопреки предлагаемому здешними детскими учреждениями перечню кружков, мальчику-подростку, например, куда более предпочтителен кружок авиамодельный, судомодельный или радиотехнический. Сегодня имеются вполне доступные по цене конструкторы и материалы, авиационные и судовые микромоторы, радиоустройства дистанционного управления, пилотирования, и прочее, и прочее. Всё это позволяет за минимальные средства наладить работу мастерских, с успехом проводить соревнования и испытательные запуски моделей, сопровождать ими любые поселковые мероприятия. Разве заменит эти ощущения подростку убожество кружка пения под караоке или обучение пользованию косметикой?


         Если определённые виды творчества востребованы общественностью – следовательно, они должны не только наличествовать в списке кружков детских учреждений, но превалировать в нём. Когда же кружок на протяжении лет посещают, простите, «полтора ребёнка» – значит, руководители учреждения преследуют совсем другие цели, отнюдь не совпадающие с интересами населения.    

         Разглагольствование о якобы обязательности применения каких-то «новых», «современных» образовательных программ – представляет ненужные препоны в решении этого, по сути, простого вопроса. Сельским Домам культуры ни к чему дублировать работу образовательных учреждений. При этом они обязаны идти навстречу пожеланиям жителей, адаптировать свою работу под интересы населения, и раз уж населением обозначена потребность в детском ВИА – надобно искать пути её удовлетворения в свете задач соответствующих учреждений. Я не видел коллективных заявлений родителей, требующих организовать кружок нанизывания бус на нитку или занятия по накладыванию макияжа (хотя, такие кружки наличествуют и, возможно, тоже нужны) и уверен, что выбор населением форм реализации творческих запросов детей не должен ограничиваться учреждёнными невесть кем кружковыми специальностями педагогов, дипломированных пусть хоть трижды. Обращение жителей указывает на застой в рассматриваемой сфере, на необходимость оптимизации работы учреждений культуры и внешкольного образования, коя возлежит даже не на администрации района, края или подчинённых подразделений, а на совести отрасли в целом.


На основании изложенного и в интересах более полного удовлетворения

интересов жителей в сфере художественного творчества,

 

ПРОШУ

 

Вашего содействия в организации вокально-инструментального кружка в п.Бор, где дети обратившихся жителей могли бы реализовать своё законное право на занятие творчеством и участие в культурной жизни посёлка.

 

         С уважением,

 

  Аносов С.В., пос.Бор, 12 апреля 2017 г.

 

приложение: коллективное обращение инициативной группы жителей Бора в Борский Совет депутатов от 03.04.2017г. на 1л.

На фото – занятия детей и подростков  в домашних изостудиях, вокальных студиях и студии музыкальной эстрады – созданных борчанами на общественных началах (кадры из видеосюжетов: "Отверженные” 2002г., Портрет Села" 2000г., ”Акварели” 2011г., Бор / КАТАРСИС).

 

Просмотров: 7020 | Добавил: master | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Можно уроками заняться biggrin

Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *: