20:09 ПЫЛЬ. ОБРАЩЕНИЕ К ДЕПУТАТАМ БОРСКОГО СОВЕТА. | |
НАШИ УВАЖАЕМЫЕ ИЗБРАННИКИ! Сложившаяся в Бору обстановка заставляет вновь привлечь внимание Совета к вопросу пыли на проезжих дорогах посёлка, вновь обозначить причину этого бедствия и вновь озвучить простейшее решение по выходу из ситуации. Растущее с каждым годом число автомобилей на дорогах Бора оказывает интенсивное воздействие на грунт, приводит к измельчению, истиранию песка или покрытий (галечник, крошка, шлак), т.е. к образованию пыли и значительному выбросу её в окружающий воздух. В выпуске ГОЛОС ПОРЕЧАН №6-37 [июль 2015, статья “Дышать следует реже?”] подробно описывалось вредное действие на здоровье населения Бора дорожной пыли, имеющей в своём составе высокое содержание частиц свободной двуокиси кремния (кварца). Говорилось и о том, что пыль, образующаяся от шлака, которым отсыпана часть проезжих дорог, в обязательном порядке включает радионуклиды. Эти составляющие привычной, казалось бы, пыли, при повседневном контакте с ней, не только предрасполагает к заражению, например туберкулёзом или другими инфекциями, но в ряде случаев становятся причиной пневмокониозов, бронхитов, эмфиземы лёгких, онкологических заболеваний, возникновения инфарктов, артериосклерозов, болезней почек. Дополнить список факторов вредного воздействия пыли следует обострением диабета, аллергии, астмы, а также инвазивными заражениями, т.к. практика сливания на «технические» дороги Бора содержимого септиков жилых домов, детских учреждений, больницы, в обязательном порядке включающего человеческих паразитов, способствует распространению гельминтозов. Каждому со школы известно, что личинки и яйца многих видов глистов переносятся с пылью и, попадая на слизистые оболочки рта и дыхательных путей, проникают в организм, вызывая его инфицирование. Устойчивая сухая, жаркая погода приводит к повышенной электрозаряженности частиц пыли, чем замедляет её оседание. Вследствие электрозаряженности, пыль обладает активной поверхностью, абсорбируя газы (чаще выхлопные), что, в свою очередь, способствует ещё большей её летучести. Поэтому, при отсутствии ветра, пыль подолгу висит в воздухе во взвешенном состоянии, беспрепятственно просачиваясь в любые помещения и, конечно же, в жилые дома, являясь переносчиком болезнетворных микроорганизмов, токсичных веществ и свободных радикалов. Таким образом, 4 месяца в году население Бора подвергается агрессивному воздействию пыли не только при выходе на улицы посёлка, но и находясь в собственных квартирах. Все эти «прелести» пыли борских поселковых дорог уже описывались в вышеназванной статье, упоминались в других наших материалах, однако по настоящее время ни депутаты, ни муниципалитет не предприняли никаких мер, используя всё тот же примитивный полив дорог – затратный и, как нетрудно убедиться, весьма неэффективный способ борьбы с пылью. Помог ли полив сделать воздух в Бору чище? Действительно, поливальная машина смачивает дороги центральной части посёлка и, в обязательном порядке, дорогу от муниципалитета до дома борского главы, сразу за которым след благодатной струи резко обрывается… Прочие дороги орошаются менее тщательно, либо вообще никогда не видят полива. Но при всей зрелищности «водно-феерической» битвы с песком, в жаркие дни вода на дорогах испаряется в короткое время, тем более, что после 17 часов дороги не поливаются вовсе. А далее – что в центре Бора, что на «вечно сухих» его окраинах – настаёт сущий «пыльный кошмар», когда видимость на улицах порой сокращается до десятков метров. Продолжительно сухая и безветренная погода (иным летом дожди отсутствуют и по два месяца) приводит к тому, что пыль полностью обволакивает посёлок, включая самые отдалённые от центра дома, и висит сутками, не рассеиваясь за ночные часы. Вы спросите: зачем столь подробные разъяснения? Да затем, что каждодневное соприкосновение с дорожной пылью влечет довольно серьезные последствия для здоровья [1]. Размер частиц дорожной пыли не превышает 2,5-10 микрон, и именно фракционный состав, измеряемый микронами и десятыми долями микрона, является наиболее токсичным и наиболее вредным для здоровья [Валерий Денисов, эксперт-эколог]. Попадая через дыхательные пути, перетёртая до высокодисперсного состояния, невидимая глазом кварцевая пыль осаждается на поверхности наших органов дыхания, и, в силу свойств измельчённых кристаллов двуокиси кремния, практически, не выводится из лёгких ни с кашлем, ни с мокротами. Вдыхание загрязнённого SiO2 воздуха наносит организму намного больший вред, чем курение, так что жители Бора 4 месяца в году получают тот же вред здоровью, что и рабочие, занятые на вредных производствах, с той разницей, что рабочие во вредных цехах трудятся ограниченное время, используют профилактические меры и средства индивидуальной защиты, а жители вдыхают кварцевую пыль непрерывно, полной грудью, подвергая себя реальной опасности приобрести одну из наиболее распространённых в Бору раковых патологий (горла, трахеи). И если, может, 5 или 10 лет назад с пылью ещё можно было как-то мириться, то возросшее ныне сверх всякой меры количество легковых автомобилей заставляет пересмотреть ситуацию, где окропление дорог водой, равно как пляски дикарей или магические заклинания, не достигают требуемого результата. Да, по ПДД водители легковушек вправе развивать скорости до 60 км/ч (+10 км/ч). Но право одних может быть реализовано лишь в тех пределах, пока оно не ущемляет права других. В нашем же случае водители в основном злоупотребляют предоставленной им законом возможностью: они мчатся по узким улочкам посёлка на предельно допустимых скоростях, свершая обгоны и манёвры, будто на асфальтированной трассе. Современные дорогие автомобили, оснащённые фильтрами воздуха и кондиционерами, исключают проникновение пыли в салон, поэтому многие водители чхать хотели на то, что творится снаружи авто. Убеждать таких водителей поступать вежливо, взывать к совести и уважению своих пеших односельчан – не более чем пустая трата времени. Нельзя игнорировать и то обстоятельство, что перекрёстки дорог в Бору нередко не просматриваются, а проезжие дороги посёлка в большинстве своём не имеют тротуаров. Всё это создаёт повышенную опасность для пешеходов. В зимнее время они вынуждены передвигаться по проезжей части, рискуя попасть под колёса автомобилей, а в бесснежный период движущийся транспорт то обрызгивает борчан водой из луж, то щедро обдаёт пылью. Необходимо в очередной раз напомнить руководству посёлка, что, при отсутствии твердого покрытия проезжих дорог, единственно действенным способом устранения запылённости воздуха в посёлке остаётся снижение скорости движения автотранспорта. Нетрудно заметить, что, при движении автомобиля до 30 км/ч, выброс пыли из-под колёс сокращается до минимума. Ограничение скорости движения по посёлку ничуть не ущемит права обладателей легковушек (посёлок всего-то в длину 3 км!), зато позволит раз и навсегда решить возникающую ежегодно проблему пыли. На телефонные звонки, сделанные редакцией “ГОЛОС ПОРЕЧАН” 2015-16г.г. в Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Красноярскому краю и в районный ОГИБДД, последние разъясняют, что временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения осуществляются органом местного самоуправления принятием соответствующих решений [2]. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности [3]. То есть, руководство посёлка, по согласованию с ОГИБДД ОМВД по Туруханскому району, вправе устанавливать ограничения скоростного режима на проезжих дорогах, и далее местные органы ГИБДД будут обязаны руководствоваться решением муниципалитета. Вопреки отговоркам о якобы «юридической сложности» осуществления такого акта или его «затратности», решение об ограничении скорости на дорогах Бора (на нескольких улицах, либо в целом по посёлку) может быть принято в любой день. В силу требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (абз.3, п.2, ст.2, в ред. от 28.11.2015), органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Впрочем, если муниципалитет настолько затруднён в средствах, чтобы поставить дюжину новых дорожных знаков, редакция газеты готова собрать и передать ему эту сумму. Итак, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, на обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха [4]. В соответствии с законодательством Российской Федерации, граждане имеют право получать в органах местного самоуправления информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, потенциальной опасности для здоровья человека (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ). Однако, чтобы сделать заключение о несоответствии качества воздуха на улицах Бора – гигиеническим нормативам, даже необязательно стоять в пыли с прибором: ведь коль скоро меняет цвет ваша белая сорочка, точно таким же грязно-серым налётом диоксида кремния покрывается слизистая оболочка ваших дыхательных путей… Не надо быть экспертом, чтобы установить многократное превышение предельно допустимых значений концентрации вредных компонентов в воздухе посёлка. При наличии объективного факта причинения вреда здоровью жителей Бора воздействием загрязнённого кварцевым отсевом воздуха, и во избежание нанесения такого вреда в дальнейшем, должен указать депутатам на необходимость безотлагательного принятия решения о сезонном ограничении скорости движения автотранспорта по дорогам посёлка до 30 км/ч. Дополнительно ставлю в известность депутатов Борского сельского Совета, что настоящая публикация одновременно является и сообщением о преступлении против здоровья населения посёлка, свершаемого должностными лицами органов самоуправления вследствие их бездействия при существовании угрозы причинения вреда здоровью населения[5]. После подачи обращения на органы местного самоуправления законом возлагается ответственность по принятию мер по устранению обстоятельств вредного воздействия, которые могут быть прерваны вовремя принятыми решениями. Дальнейшее бездействие Совета в поставленном вопросе будет рассматриваться как виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленную в РФ экологическую безопасность общества и способствующее причинению вреда здоровью граждан. Непринятие действенных мер, ограничивающих выброс токсичной пыли в воздух посёлка, влечёт причинение вреда здоровью неограниченному числу людей, нарушает права и законные интересы ваших односельчан на благоприятную среду, гарантированные Конституцией РФ, поэтому длящееся уже 12 месяцев непринятие таких мер следовало бы расценивать как осознанное несение вреда здоровью населения п.Бор бездействием. Впрочем, возможно, депутаты текущего созыва просто не выходили из своих автомобилей и не смогли своевременно оценить качество воздуха в посёлке, но теперь-то они, конечно же, не оставят своих избирателей, встав на защиту их законных прав и интересов. Уверен, данную инициативу одобрит подавляющая часть населения посёлка – каждый, кому небезразлично собственное здоровье, здоровье семьи и здоровье окружающих, с готовностью подпишется под данным обращением. Присоединяйтесь к большинству, депутаты! Аносов С., от редакции издания. Автор благодарен специалистам, оказавшим содействие в подготовке обращения. Фото: в заголовке – пыль, недвижно висящая в 9 часов вечера на ул.Сосновой, где нет оживлённого движения автотранспорта (дата снимка 10.06.2016; в тексте – Центральная улица посёлка. Этим воздухом в Бору дышат и взрослые, и дети… Ссылки: [1] – “Откуда берётся дорожная пыль, и чем она опасна”, Надежда Симакова; [2] – ст.14 Федерального закона "О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" N 196-ФЗ от 10.12.1995 (ред. от 01.05.2016); [3] – п.6, ст.4, гл.1 и п.1, ст.30, гл.5 Закона “ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ И О ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…” №257 от 8.11.2007г.; [4] – ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. от 28.11.2015); [5] – ч.1 ст. 247 УК РФ. | |
|
Всего комментариев: 17 | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||