Суббота, 20.04.2024, 07:05
Главная | RSS

Форма входа

Поиск



Календарь

«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Ноябрь » 27 » ДУХОВНОЕ В ПОБЛАЖКАХ НЕ НУЖДАЕТСЯ
10:39
ДУХОВНОЕ В ПОБЛАЖКАХ НЕ НУЖДАЕТСЯ


О ХРАМАХ РАЙОНА ПОДРОБНЕЙ

Духовное – толкуется в словарях как противовес материальному, вещественному. Оно отнюдь не ограничивается церковным учением, а простирается ко всему обилию тонких ощущений, таких как восприятие культуры и искусства, наше отношение к окружающим, к семье, к Родине. В последнее время, видимо, утратив доверие к другим институтам, всё чаще относим мы духовность к деятельности православной церкви. С тем, отдельные граждане приходят к мысли об особой значимости и даже «уникальности» храмов в Туруханском районе, которые, по их мнению, нуждаются в содержании и заботе районной власти. В частности, предлагается предусмотреть в бюджетах поселений средства для оказания помощи храмам (“СЕВЕРНАЯ ПРАВДА” №15, «О храмах замолвите слово»).

Истины ради, неплохо бы сделать уточнение касательно полезности храмов для района. Ну, об эстетической ценности отдельных культовых сооружений не грех поспорить, да и приход церкви никак не может соперничать с числом посещающих той же столовой или поликлиники, так что духовное просвещение и нравственное воспитание протекает в районе куда скромнее, нежели о том повествуют местные газеты. Бесспорно лишь, что Свято-Троицкий монастырь в Туруханске оставил след в истории района и требует соответствующего отношения государства. Прочие действующие храмы сооружены совсем недавно и, вопреки чудным фантазиям, с историей поселений не связаны. В частности, храм в Бору строил отец Александр, приехавший с Украины и проектировавший здание по тамошнему образцу. Шатровая церковь в Бахте – действительно красива и лаконична по архитектуре, но даже она представляет типичный образец культового зодчества поморов Кемской и Архангельской областей. Из деревянных храмов на памятник истории по праву может претендовать лишь церковь в д.Комса, построенная около ста лет назад. К стыду ревнителей “духовного и нравственного”, здание пребывает в запустении: благополучно простояв всю эпоху «безбожных» Советов, оно вряд ли переживёт безучастную набожность наших современников.

“РЕЛИГИОЗНЫЕ” И “МИРСКИЕ”.
В ЧЁМ РАЗНИЦА?

Как любое другое «ООО», храмы района занимаются предпринимательской деятельностью: торгуют, собирают пожертвования, предоставляют платные услуги – то есть, зарабатывают деньги. При всём этом что-то там «не отбивается» с бизнесом, в результате чего не оплачены коммунальные услуги ЖКХ и подразделениям епархии угрожает нечто вроде банкротства. Слышны призывы о привлечении глав и депутатов для разрешения ситуации. Давайте разберемся. Церковь – не школа, не больница, а коммерческая организация, если угодно – «клуб по интересам», осуществляющий самостоятельную деятельность и посещаемый ограниченным числом участников. Причём тут вообще «население района», «чаша весов с культурой, нравственностью» и т.д.? Храмы нужны верующим: в их интересах было строить и на их совести забота о содержании построек.
К примеру, в середине 90-х мне в хозяйстве потребовалась большая мастерская. За два года я поставил здание, внешне напоминающее старообрядческую церковь (на фото). В те годы трудно было затевать строительство, тем не менее, оставшись без заработка и по месяцу живя без хлеба, я в одиночку поднял добротное строение с шатром, кованными навесами и тёсовой крышей. Речь не о достижениях, а к сравнению: тот же храм в Бору строят уже лет с десяток – деловито гудят станки, ходят какие-то работники, конца же всему пока не видно. Только и разговоры у духовников о нехватке средств, хотя любой плотник скажет: чего ж тут такого «особого» рубить?

Для большинства жителей Бора безразлично – есть ли в посёлке храм и что там в нём происходит, равно так же, как мало кого интересует работа моей мастерской. Храм посещают верующие. В моей мастерской проходят репетиции эстрадного ансамбля, в иные годы работали детские кружки. Сопоставляю эти два начинания по сходному признаку: платя за отопление помещения зимой, преподаватели кружков отдавали ЖКХ немалую часть собственной зарплаты, и на претензии к администрации нам отвечали: “ансамбль и изостудия – эта ваше дело: хотите – занимайтесь, хотите – нет”. Но ведь и отправление молитв в церкви – это тоже дело лишь определённого круга заинтересованных лиц. Чем, в этом смысле, свершение молебнов и торговля образками предпочтительнее занятий жителей коллективным художественным творчеством? И то, и другое не обязывает государство или муниципальные органы финансировать деятельность объединений, созданных по общественной инициативе. Так почему религиозные организации могут рассчитывать на поддержку глав и депутатов, а общественная деятельность граждан, направленная на развитие сельской культуры – нет?

НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ –
ПРИМЕТА ВРЕМЕНИ

В описании “СП” неурядиц при расчетах храмов с ЖКХ содержится посылка относительно строгости закона, понуждающего церковь к непомерным выплатам. Простите, уважаемый читатель, что повторно обращаюсь к собственной персоне (проще, всегда под рукой :), только и сам нахожусь в сходной ситуации. В числе самодеятельных художников я содействовал проведению выставок масляной живописи в районе и в крае, где мы помогали начинающим рисовальщикам реализовывать их работы в галереях. Недавно администрация Борского сельсовета, обвинённая мной в свершении уголовного деяния, из мести обязала полицию изыскать договора на продажу картин и зафиксировать отсутствие в них отчислений государству. Теперь, закон обязывает нас уплатить налог за 3 года с сумм, которые мы не получали. Этот же закон заставит художников следующие полгода работать задарма. Справедливо? Где здравый смысл – брать налог с дохода, вдвое меньшего самой скудной пенсии? Мне ответят: “Да, жестко, да неправильно. Только закон – есть закон. Хотите помогать ближнему – помогайте за свой счёт”. Всякая добрая инициатива, пусть самая нужная, самая полезная, пока та не завязана с корпоративными интересами чиновника, неизбежно наталкивается на бюрократию и несправедливость законов. Поэтому загнаны в «подполье» мастерские прикладного искусства, народные промыслы, коллективы музыкальных и хоровых студий, чьи участники давно зареклись искать сочувствия в сельсовете, познав, сколь аморален и унизителен контакт с муниципальной знатью.

ОТЧЕГО
ЗАКАНЧИВАЕТСЯ
БЛАГОДАТЬ

Каждый здравый человек догадывается, что на одни пожертвования сегодня невозможна не только работа храма, но даже аренда поливальной машины (в частности, на ремонт Бор ДК, где, кажется, побелили потолки, затрачено около 23 млн.руб.). Во все времена храмы и монастыри получали поддержку от государства, что предполагало укрепление церковью господствующей идеологии. Однако, после великой смуты 90-х, священнослужителям не стоило обольщаться временным благорасположением режима. Церковь ему надобна была лишь на том этапе, когда требовалось представить её «мученицей советского прошлого», выставить в проповедях большевиков «злодеями», дабы отвратить возмущённые массы от бунтов и революций. Этот этап пройден – Советы политы грязью и прокляты церковью в веках. И всё-таки смотреть следовало бы чуть дальше. Ведь как только будет покончено с остатками «советского» в России, режим примется за уничтожение православия. Ему враждебно всё, что способно объединить нацию против порабощения Западом. С тем год от года исподволь подмениваются христианские идеи, упраздняются традиции Руси, изживается её дух. Поэтому непокорность и готовность к самопожертвованию нужны сегодня не только оппозиции, но и служителям церкви.
Истинная церковь не живёт в согласии с нечистоплотной властью. Праведники прошлого обличали амбициозных иерархов духовенства, говорили в лицо правду царям-лиходеям, терпели гонения, заточались в казематы, подвергались жестоким пыткам и казням. Посягательствам на каноны христианства противостояли целые монастыри, годами держа осаду регулярной армии. Вера боролась, поэтому выстояла. В наши дни верующим важно сохранить её в той же чистоте и святости, какой досталась она от предков. Так что, в свете грядущих испытаний, долги по ЖКХ – пожалуй, самая преодолимая из напастей.

С.Аносов, Бор
На снимках: первый – церковь в Комсе,
второй – частная мастерская в Бору
(фото В.Ладыгина).
Просмотров: 995 | Добавил: master | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: