Пятница, 26.04.2024, 04:19
Главная | RSS

Форма входа

Поиск



Календарь

«  Май 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Май » 30 » ИСТОРИЯ ЗАБЫТОЙ ДЕРЕВНИ
15:05
ИСТОРИЯ ЗАБЫТОЙ ДЕРЕВНИ


«Каждый народ велик не только своим будущим,
но и своим прошлым»
И. Дмитриев



Сведения о д.Осиново в исторических источниках фрагментарны и отрывочны. Мы не нашли ни одной работы, статьи, книги, где проблема освещена хотя бы обзорно.
Упоминание о наличии и местоположении д. Осиново мы встречаем в путеводителе-справочнике Лыжина « По Енисею», ту же информацию практически дублирует Чаган В.И. в книге «От Дивногорска до Диксона». В архивных источниках есть сведения о ссыльных переселенцах, о численности населения и количестве дворов.
В процессе поисковой работы мы обратились к архивам и воспоминаниям бывших жителей д.Осиново, где нашли сведения о хозяйственной деятельности, населении и о людях, проживавших д.Осиново в 50-80-е гг.XX в. Значительный вклад в информационную наполненность нашей работы внесла Нина Степановна Мельникова, правнучка Нестора Лазарева, внука основателя деревни Осиновой, сохранившая в памяти и в домашнем архиве информацию о людях, о традициях и обычаях населения деревни.
«Умирают» деревни на Енисее, Ангаре…Люди покидали обжитые когда-то места по разным причинам: расформирован колхоз, поселение нерентабельно, следовательно, у людей нет работы, нет возможности обучаться дальше... Теперь уже много таких заброшенных поселений на р.Енисей, история которых так и не написана. Мы собрали по крупицам то, что осталось в памяти людей, в архивных источниках, отчасти в книгах и заложили основу истории одной из теперь уже несуществующих деревень – д. Осиново Туруханского района.

С процессами заселения и освоения Приенисейского края русскими людьми тесно связано возникновение и развитие поселений сельского типа на огромной территории за Уралом. Оно обусловило и возникновение постоянного потомственного старожильческого населения Приенисейского края.
«Деревня Осиновая была основана в 1764 году Онисимом Петровичем Лазаревым. К 1918 году она была довольно крупным селом с 234 жителями». [В.Гапеенко, «Откуда есть пошли посёлки Туруханские?», «Маяк Севера», 14.11.2007г.] Доказательства, подтверждающие данные, описанные в статье, мы нашли в "Списке населенных пунктов Туруханского края на 1918 г. с комментариями" [ГАКК . Ф - 904, оп.1., д. 40., л. 380]. Архивные данные свидетельствуют также о том, что в деревне была часовня.
C первой четверти XVIII в. по Енисею проходил зимний тракт в Туруханск, или Новую Мангазею, поэтому можно предположить, что д.Осиново возникло как трактовое селение, призванное обслуживать непосредственно Туруханский тракт зимой, а летом жители деревни могли служить лоцманами и обслуживать речной путь по Енисею проходящих мимо судов. Эта версия вызывает сомнение, поскольку место, где находилась деревня, сложное для подъездов (многоостровье, отмели), но удобное для поселения – слева находится р.Осиновка, а справа – ручей, место хорошо продувается от гнуса, окрестности обозримы с небольшой возвышенности.
Вдоль тракта принудительно селили переселенцев-крестьян, ссыльных-поселенцев. Здесь часто оседали на жительство не только крестьяне, но и беглые люди. Жители…заготавливали сено, дрова для нужд дороги, выращивали…овощи. Многое жители…зарабатывали на жизнь обслуживанием проезжавших путников, служили на тракте постоянными ямщиками. [Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX - начала XXвв.]
По мнению старожилов д.Осиново, Онисим Петрович Лазарев, основатель деревни, был из переселенцев-крестьян, но в архивных источниках тому подтверждения мы не нашли. По рассказам старожилов, передававшихся «из уст в уста», нам известно, что когда ямщики приезжали в деревню, местное население пряталось, уходило в лес, поэтому обслуживать ямщиков было некому. Отсюда возникает предположение, что это были беглые крестьяне, не особо стремящиеся к общению с внешним миром. У Онисима Лазарева и его жены Вассы Фирсовны было четверо сыновей: 2 Ивана (самый старший и младший), Гавриил и Афонасий.
Внук Онисима Петровича, Нестор Иванович, стал известным лоцманом.
До 1876 г. пароходы и барки проходили через Осиновский порог только правым фарватером. Он был мелок, поэтому через него могли проследовать лишь мелкосидящие суда. Более безопасный путь, о существовании которого никто и не подозревал, был открыт уроженцем деревни осиновой лоцманом Нестором Лазаревым, неоднократно проводившим через порог гружёные суда. Сделать это важное открытие помогла Лазареву наблюдательность. Идя на охоту во время осеннего ледохода, Лазарев остановился на скале над порогом и увидел, что лёд плывёт двумя густыми полосами: серединой, левее «Кораблика», и левее, ближе к правому берегу. Значит, в пороге существуют два фарватера? Лазарев запомнил направление движения льда, а весной следующего года, после ледохода, стал делать промеры. После долгих трудов ему удалось найти в пороге средние ворота…. В последующие десятилетия только один Лазарев пользовался этим ходом, прочие лоцманы продолжали водить суда через порог прежним фарватером. Лишь в 30-х годах нынешнего столетия левый, Лазаревский, фарватер Осиновского порога был выправлен и очищен от подводных препятствий с помощью взрывных работ, после чего безопасность плавания через порог значительно повысилась. [К.Лыжин, 1961]
Со временем семья Лазаревых разрослась – подрастающие сыновья женились на девушках из соседних деревень, рождались дети. В Исповедной росписи за 1915 г. Дубчесской Троицкой церкви упоминается о двенадцати семьях Лазаревых, в каждой из которых было до семи детей. И сегодня в нашем посёлке живёт много потомков семьи Лазаревых, семьи, создавшей большую историю маленькой деревни Осиново.

Богатый Туруханский край давал пришлым русским людям в изобилии пушнину, мясо диких зверей, птиц и рыбу. Местность, где стояла деревня Осиново, не была особо богата плодородной землёй, - песок и глина, - поэтому поселенцам приходилось много трудиться, «отвоёвывая» у тайги метр за метром участки под огороды и строительство. Деревня была построена рядовой застройкой – со временем выросли три параллельные улицы, тянущиеся вдоль берега, располагавшиеся по уровню берега: нижняя, средняя и верхняя. Удобряя землю и бережно ухаживая за ней, жителям деревни удавалось получать неплохие урожаи и жить безбедно. Находящиеся неподалёку острова Ермак и Ховей, богатые плодородной землёй, ежегодно удобряемые наносным илом от разливов Енисея, стали для жителей Осиново хорошей пашней, где выращивали ячмень и овёс.
Благоприятное местоположение, отдалённость от властей и хозяйственное благополучие способствовали росту численности населения деревни. По сведениям, сообщённым в 1903 году Енисейскому Губернскому Управлению Туруханским отдельным приставом, в списке волостей с указанием участков и резиденций должностных лиц указан станок Осинова, на р.Енисей с числом дворов - 20, женских душ – 85, мужских – 75. Проанализировав сведения, мы видим, что Осиново было вторым по количеству дворов после Верхне-Енбацкого (ныне п. Верхне-Имбатска) на Верхне-Енбацком участке Туруханского края и имело самую большую численность населения мужских и женских душ.
Согласно Исповедной росписи 1915 г. Дубчесской Троицкой церкви, в Осиново, кроме Лазаревых, проживали большие семьи Игнатовых (8 семей), Харитоновых (1 семья в 13 человек, из которых 10-дети), Прокопьевых (5 семей), Поспеловых (1 семья в 6 человек).
Как известно, Сибирь всегда была местом ссылки. В 20-х гг. ХIХ в. в Туруханской ссылке были и декабристы, вся личная и хозяйственная жизнь которых находилась под надзором местных властей. Одна легенда была связана с декабристами Н.Ф. Лисовским и И.Б. Аврамовым, поселённых на севере Енисейской губернии в Туруханске. В сентябре 1831 года оба декабриста, находящиеся на поселении в Туруханске с апреля 1828 года, подали ходатайство с просьбой, ввиду тяжёлого материального положения, разрешить торговлю по Туруханскому  краю с правом заезда в Енисейск для покупки хлеба и других припасов, которое 24 октября было удовлетворено. В сентябре 1840 года, во время одной из поездок, судно, на котором плыл по Енисею с товаром Иван Борисович Аврамов, проходя осиновские пороги, перевернулось, и декабрист, оказавшись в холодной воде, сильно простудился. 17 сентября в приступе пневмонии Аврамов умер «от простуды» в  деревне  Осиново Аниферовской волости Енисейского уезда, и был погребён 20 сентября в Осиновском зимовье на кладбище. По рассказам Евгения Викторовича Игнатова, бывшего жителя Осиново, на могилу к И.Б.Аврамову приезжала жена, которая щедро отблагодарила крестьянина, похоронившего её мужа, поскольку имела хорошее состояние. Крестьянин, имя которого нам, к сожалению, неизвестно, на эти средства смог поправить своё хозяйство и жил безбедно до конца своих дней.
Место, где похоронен декабрист И.Б.Аврамов, было для жителей посёлка памятным, а в годы Советской власти стало священным, ведь в то время борцы за свободу стали героями. Нина Степановна Мельникова рассказывала, что они, будучи пионерами, приходили на место, где была могила (к тому времени она уже не сохранилась, осталась только берёза), проводили пионерские сборы. Однажды один из местных жителей, желая добыть берёзовый сок, повредил священную берёзу, чем вызвал недовольство всего населения. Случилось так, что осенью того же года он утонул. То ли случайность, то ли кара за неуважение к святому…Кто знает?

Первая четверть XX века в истории нашей страны характеризуется историками как смутные времена. Лишь в 1922 г, когда закончилась гражданская война, в России укрепилась Советская власть. В деревне Осиново её почувствовали и приняли лишь в 30-е годы, т.к. в годы гражданской войны и красных, и белых, которые проезжали и собирали продукты питания с окрестных деревень (а чаще всего насильственными способами), расценивались как грабители, поэтому, избегая встречи с незваными гостями, местные жители уходили в лес.
Население нередко выступало против действий местных органов Советской власти. Особенно недовольны нововведениями в сфере вероисповедания были крестьяне, так как советские преобразования кардинально изменяли их образ жизни. И даже, несмотря на изменение идеологии и сознания людей в советское время, в семьях свято хранили православную веру и традиции: чтили православные праздники – Пасху, Троицу, Петров день (12 июля). На Троицу возле дома ставили молодые берёзки, украшая двор молодой весенней зеленью. На Петров день собирались на «нижней полянке», готовили вкусное угощенье для всех жителей, играли, пели песни, плясали.
В 30-е годы на берегах Енисея, в деревнях, стали создаваться колхозы.
В Осиново был создан колхоз имени Чапаева, а маленькую церковь, стоящую на возвышенности превратили сначала в склады, а позже – в клуб, где собирались и стар, и млад на праздники, собрания и вечеринки. По рассказам Валентины Степановны Пименовой, жительницы Осиново, в 1937 году у церкви сначала снесли крест, затем купол, а основное здание накрыли крышей, причём делали это местные жители, коммунисты. Один из них, сбрасывая крест, занозил палец, который очень долго гнил, в итоге отгнило полпальца. Старожилы говорили, что за такой грех наказание получил. Позже, перед войной клуб облагородили, «ставили» концерты, «крутили» кино, а перед Новым годом проводили «отчётные вечера», на которые собиралось всё взрослое население деревни – подводили итоги уходящего года, - накрывали большие столы, пели, плясали. Перед ручьём, за околицей, на «нижней полянке» (она так называлась, потому что находилась ниже по течению) собирались дети и молодёжь, играли в лапту, в волейбол, а по вечерам – на гулянья.

Материал представляет собой поисково-исследовательскую работу ученицы МОУ «Борская СОШ» Щербининой Татьяны. Руководитель проекта: Медведева Т.В., педагог дополнительного образования ДДТ «ОСТРОВОК», пос.Бор. Публикуется впервые.
На снимке в заголовке – сыновья Игнатова Марка Сергеевича (в шляпах) приехали в гости, 1956г. Фото в тексте: 1-е – Игнатов Макей Сергеевич и Марк Сергеевич, 2-е – «Бакенский пост на Еловых. Лазарев Виктор Степанович», 1962г; 3-е – Зинаида Макеевна Лазарева на покосе; 4-е – Мельникова Нина Степановна на рыбалке (девочка с удочкой в лодке), 1960г.

(продолжение в следующем номере)

Просмотров: 11192 | Добавил: JiMun | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0