Четверг, 28.03.2024, 19:53
Главная | RSS

Форма входа

Поиск



Календарь

«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Июль » 1 » Как построить промысловую охоту
15:58
Как построить промысловую охоту

Как построить промысловую охоту

 

(Продолжение. Начало в №3 за февраль 2011г.)

 

В 1980-1990-х годах был включен еще один механизм сохранения соболя, а именно ограничение сроков охоты до 15 января, то есть почти
на полтора месяца. В историческом прошлом несоблюдение этих и других правил, элементарных сроков охоты сыграло, как мы помним, роковую роль. Это мероприятие по нашему мнению способствовало улучшению сохранения воспроизводственного поголовья.

Сложившаяся система освоения ресурсов включающая контроль, комплексный учёт численности, закрепление угодий за пользователями
на долгосрочной основе, отслеживание добычи в соответствии
с продуктивностью, элементами популяционного гомеостаза способствуют быстрому заселению зверьками освободившихся территорий и снижают размах миграций. Напомним, что размеры охотничьих участков на севере составляют 30-40 тыс. га, что позволяет иметь на них воспроизводственные резерваты.

Умеренный промысел, в том числе самоловный с применением пищевых приманок, направлен на изъятие особей низших иерархических рангов
и территориальных самцов, при помощи его можно действительно управлять популяциями, в частности добиваться большего изъятия сеголеток в местах сезонной концентрации.

В годы подъёмов численности, при хорошо налаженном учете, добыча может быть увеличена без ущерба для воспроизводства на 20-25%. При этом следует возродить практиковавшиеся в конце 1980 исследования промысловых проб соболя путем анализа тушек соболя для определения структуры и плодовитости эксплуатируемых популяций. Сами охотники выразили желание в сборе тушек соболей для их анализа.

Проектируемые нормы изъятия соболя по муниципальному образованию составили: 1) Туруханский муниципальный район – численность 54,8 тыс., – изъятие 13,7 тыс. особей; 2) в том числе НП «Туруханпромхоз» - 13,7 тыс.; потенциальная продуктивность: 0,77 особей на тыс. га.

 Статистические данные о распределении лимитов и их реализации, выглядели вполне пристойно в современное время (заметим, что за 5 лет произошло 2 реорганизации управления отраслью!). Легальное изъятие соболей составляло за 5-летие в Красноярском крае от 81,8 до 99,5%, а максимальная добыча зарегистрирована в сезоне 2007/2008 гг., который и был, казалось бы, наиболее точным в планировании, квотировании изъятия. В действительности же в тот сезон лицензий не хватало. Эти вопросы были озвучены на охотхозяйственном совете при администрации Красноярского края. Тогда и прозвучало слово «резерв». О каком резерве может идти речь, если весь лимит положено выдавать охотникам (охотпользователям), согласно их  заявкам  заблаговременно до начала сезона, то есть еще в сентябре. Специальный опрос промысловиков по разработанной нами анкете  показал недоверие и недовольство их к затянувшимся переменам «переходного периода». Выявленные биологические резервы, позволяющие получать больше продукции пушного промысла, не были вовлечены в легальный объем добыч.

На место кооперативных и государственных промысловых хозяйств, пришли частные хозяйства. Если предприниматели и небольшие ООО, имеющие закрепленные в пользование участки, стали более внимательно относиться к проведению учетов, и точность данных повысилась, то крупные хозяйства, имеющие в пользовании по 2-3 и более млн. га территорий, не в состоянии улучшить организацию охоты. Сами же промысловики оставшиеся на правах наемных рабочих, не защищены от потери основного заработка.

 Можно сколько угодно ссылаться на отсталый сибирский менталитет, природную скрытность таежников, не желающих раскрывать тайны своего ремесла, но ожидать от них полной точности результатов добычи не приходится, когда фактически до 90%  территорий не охраняется. Не созданы егерские службы, хронически не хватает охотоведов в государственных службах. Да и у самих охотников нет ни сил, ни времени на охрану в межсезонье. Фирмы же скупающие шкурки ценных пушных видов, и наиболее высоко зачетной среди них продукции, вовсе не пытаются содействовать охране. Не пользуются спросом и не поступают на рынок шкурки белки, ондатры, бобра, и охранять этих зверей некому.

 Еще одна проблема затухающей отрасли – потеря кадров. Те же представители старожильческого населения, имеющие современные лодочные моторы, снегоходы, телевизоры, пользующиеся благами цивилизации, также нуждаются в правовом обеспечении основной  деятельности, связанной с рыбалкой и охотой. Дипломированный охотник из староверов,  бросил участок, с которого он имел постоянный доход, и уехал в Краснодарский край, где тепло и фрукты растут. И уход многих северян-охотников в экспедиции связан с нестабильностью отрасли. Только один из трех сыновей потомственного охотника из пос. Бахта Геннадия Соловьева продолжает дело вместе с отцом. Значительные территории не осваиваются из-за  удаленности, с оттоком кадров и трудности заброски на участки.

Проблема сохранения и использования ресурсов соболя, к счастью, решена за счет исторически сложившейся системы территориального освоения и регулирования сроков охоты. С помощью самоловов добывается не менее двух третей общего количества, при этом существует определенная избирательность изъятия особей низших иерархических рангов и молодняка, тем самым, обеспечивающая сохранение воспроизводственного ядра популяций в обычные по условиям существования годы. Хуже обстоит дело с охраной диких копытных животных. Обладая исключительно привлекательным рекреационным потенциалом, они подвергаются все большему воздействию при развитии снегоходного транспорта. Если в начале 1970-х гг.  обнаруживалось отсутствие лосей на расстоянии  до 40 км от населенных пунктов на енисейском севере, то в последние годы эта граница отодвинулась как минимум вдвое.

В настоящее время проблема сохранения промысловой охоты, сопутствующих отраслей, как никогда злободневна. В  законе  № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон) пересмотрен процесс долгосрочного лицензирования, но в нем отсутствует понятие промысловая охота для физических лиц, то есть для тех людей, которые этой промысловой охотой занимаются. Нонсенс! В Законе декларируется платность пользования ресурсами, в дополнение к плате за лицензии, право пользования охотничьими животными переводится на аукционную основу. Уверенности же в том, что пользователями могут стать сами промысловики, нет.

 Виды традиционного исконного хозяйствования, к коим относятся и рыбалка, и оленеводство, сбор ягод, грибов, пошив национальной обуви, одежды и другие виды природопользования на севере Красноярского края остаются не обочине правового поля. Об этом год назад было заявлено за «Круглым столом», проведенном под эгидой газеты «Красноярский рабочий», но реального результата пока не последовало. В указанном Законе совершенно не учтена специфика промысловых отраслей,  характерных для Сибири и имеющей столь глубокие исторические корни. Об этом говорилось недавно и на Международной научно-практической конференции биологов-охотоведов в г. Иркутске, что нашло отражение в принятой резолюции (2010).

 Напомним, что таежные жители – промысловики, осуществляя традиционные виды деятельности, зарабатывают средства к существованию для самих себя и членов своей семьи. Много времени тратится на подготовку к каждому новому сезону: это и строительство зимовий, и закупка,  заброска снаряжения,  продовольствия,  прокладка путиков, заготовка дров, разведка мест концентрации дичи, либо урожая ореха, ягод. В конце сезона следует вывоз снаряжения и консервация находящегося в тайге имущества. Процесс охоты, рыбалки, сбора орех, ягод, иной продукции – нелегкий каждодневный труд. Добытую пушнину, другую продукцию необходимо хорошо обработать, чтобы успешно продать и обеспечить семью. Таким образом, налицо полный производственный цикл, начиная с подготовки промысла и его осуществления, до получения и реализации продукции. Он имеет все признаки экономической деятельности и направлен на получение систематического дохода. При этом, заметьте (!), не требуется регистрации участника этой деятельности, охотника, как индивидуального предпринимателя. Совершенно очевидно, что под промысловой охотой, также как рыбалкой, сбором дикорастущих, лекарственных растений следует понимать отдельный вид экономической деятельности и  констатировать: в России традиционно такая деятельность осуществляется и имеет ярко выраженный отраслевой характер.  Основная продукция- пушнина экспортно-ориентированная и позволяет получать валютный доход. Россия - единственный поставщик соболя на мировой пушной рынок.

В новом Законе промысловая охота не отделена от любительской.  Различия, исходя из формулировки лишь в том, что любительская охота ведется в целях личного потребления, а промысловая в целях производства и продажи. Пунктом 2 статьи 4 того же Закона установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты, регулируются гражданским законодательством. Это значит, что охотник «промысловик» и охотник «любитель» в соответствии с гражданским законодательством имеют одинаковое право на реализацию продукции охоты, добытой законным путем, вот и все, в чем  есть их несомненное сходство.

На территории Сибири и Дальнего Востока, как регионов России с низкой численностью населения, в том числе коренных малочисленных народов и приравненных к ним, осуществляются традиционные виды деятельности, охотничий и рыболовный промысел, при этом живущие в глубинках люди не защищены в правовом отношении. Деятельность их заведомо убыточна из-за низкой посещаемости городскими охотниками угодий в целях получения услуг, связанных с организацией охоты. Сами же промысловики никакой другой альтернативной деятельностью не занимаются и не могут обеспечить иного стабильного заработка.

  Итак, подведем итоги. В Сибири и на Дальнем Востоке за исключением угодий, примыкающих к крупным административным центрам, должна  осуществляться промысловая охота и другие виды традиционного природопользования. Проблема эта может быть решена путем выделения государственным правовым актом промысловых районов с особым режимом пользования.

 

Зырянов Анатолий,

ФГУ ПБ заповедник «Центральносибирский»,

zyryanov_an@mail.ru, пос.Бор

 

Лужбин Евгений,

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Красноярскому краю

 

фото представил М.Харевич, пос.Туруханск

 

Просмотров: 3799 | Добавил: gadya_petrovich_hrenova | Теги: рыбалка, зырянов, Охота | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: