Четверг, 25.04.2024, 17:49
Главная | RSS

Форма входа

Поиск



Календарь

«  Ноябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Ноябрь » 20 » МАДУЙКА
11:53
МАДУЙКА

Как только не называют эти места, но официально, что подтверждено Законом Красноярского края №13-2925 от 21 ноября 2009 года в составе муниципального образования «Туруханский район» присутствует на межселенной территории населенный пункт - «поселок Мадуйка». Стоит он на северном берегу озера Мадуйское (озеро Мундуйка). Это озеро является самым большим заполярным озером в Сибири, считается не только одним из красивейших озер Туруханского района, но и важным промысловым водоемом, где ведут свое родовое хозяйство – рыбный промысел – курейские кеты. Даже первое упоминание о Мадуйке связано с добычей рыбы - мангазейский стрелец Леонтий Васильев Заворохин (Саворохин) в 1642 году откупает у казны для рыбной ловли озеро Мундуйское (Мадуйское) и ставит там зимовье. В озеро впадают 2 речки – каменистая «Малая» и узкая, глубокая, холодная – «Большая». На озере имеется и остров «Безымянный», на нем стояло зимовье Константина Михайловича Серкова. И горы - преддверие Путорана, и речки, и озеро с островом, и Мадуйку в пару улиц хорошо видно с вертолета, от Туруханска до нее по прямой 100 километров, сиди и считай их, хочешь по-русски, а если можешь, то и по-кетски «кусям, ынам, донам, сигам, кагам…». Единственная дорога, которая связывает поселок с пгт. Светлогорск, не настолько удобна, проедешь и согласишься «на земельке посидеть».
Земля же мадуйская не только озерная и горная, но ещё и таежная и тундровая, по данным Приполярной переписи 1926-1927 годов регистратор-переписчик Георгий Лаврович Канищев обнаружил на оз. Мандуйское (так в тексте!) 17 июля 1926 года береговых енисейцев (кето): Мандакова Гавриила Ивановича, Кусамина Ивана Андреевича и Серкова Лукьяна Ивановича с семьями. О Серкове можно узнать, что у жены его Анфисы девятнадцати лет на этот момент родилась дочка, а его бабушке Татьяне исполнилось 100 лет! Молодой отец-охотник приносил домой не только дичь (глухарей, куропаток, да уток с гусями), но и белок, песцов, горностаев. Кроме берестяного чума, пары лыж и 4 нарт, была еще упряжь для 5 оленей и собак, а из охотничьего снаряжения имелись лук, капканы, черканы и пасти, из рыболовецкого – невод, да пущальни. Он да его родичи – Серковы, как пишет Е.А. Алексеенко в статье «Этнические процессы на Туруханском Севере», к 1935 году составляли «…особое рыболовецкое товарищество «Заря», территориально обособленное от другого населения, в том числе, лот своих соплеменников - кетов…». И действительно по официальным данным на озере было создано, в составе Усть-Курейского кочевого совета, 2 колхоза: «Заря» (10 хозяйств) и «Новая Жизнь», так же из 10 хозяйств.

В «Новой жизни» начал подростком свою трудовую деятельность будущий председатель кочевого Совета Федор Степанович Кильмагир. Поднимали совместное хозяйство рыбаки-охотники, ездили на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку в Москву, мечтали о светлом будущем, да началась в 1941 году война. Где-то далеко, за тысячи километров враг напал на спящие города и села. По призыву из Мадуйки ушли фронты Великой Отечественной войны Курматов Григорий Федорович, Кильмагиры Федор Степанович и Трофим Иванович, Пешкины Илларион и Михаил Прокопьевичи, Серковы Иван Алексеевич и Лукьян Иванович. Оставили детей, жен и стариков своих, пообещав вернуться с победой, ну край через полгодика. Вернулся только каждый второй, провоевав до 1945 года, кто рядовым артиллерийского батальона, кто в пехоте, но каждый с медалями! Пришли и, переняв из женских рук хозяйство, стали работать для счастья своих детей, для восстановления страны.
Когда в конце 50-х вместе с известной исследовательницей культуры кетов Евгенией Александровной Алексеенко выезжал Роберт Фердинандович Итс, то в своей книге «Шепот Земли и молчание Неба (этнографические этюды о традиционных народных верованиях)» он вспоминает о пребывании на озере: «… зимой и ранней весной здесь стоят всего два жилища на противоположных берегах. Бревенчатые избушки с плоской крышей, без сеней, с одной комнатой и железной печкой посредине. В одной, которая стоит на ближнем к поселку берегу озера, живет восьмидесятилетний кет Федор Агафонович Серков с женой, сыном и племянницей, в другой, на дальнем берегу, шестидесятилетний кет Николай Михайлович Ламбин с женой. В избушке у Ламбина поселились и мы – двое этнографов из Ленинграда…». Далее он, описывая свою работу, рассказывает о церемонии, открывающей весеннюю охоту для родовой группы Ф.А. Серкова – «…голос мудрого старца вновь вызывает странное ощущение какого-то вневременного события, будто отдаленного от наших дней многими веками…».
А в июле 1968 года в районной газете была помещена статья И. Семендяева «Серковы – рыбаки потомственные», где он пишет: «…сейчас старейшими жителями по праву считаются Серковы. Взять хотя бы, к примеру, Елизара Филипповича, ему около восьмидесяти лет…». Далее он упоминает рыбачёк Серкову Анну Елизаровну, Серкову Нину Егоровну, Пешкину Клавдию Петровну. В его статье мы снова встречаемся с Серковым Лукьяном Ивановичем, который пользуется заслуженным уважением в коллективе, потому что, не смотря на назначенную 2 года назад пенсию – «… Редкий день усидит дома. Чаще всего он там, где рыбаки. Даст нужный совет, поможет высмотреть сети, загрузить…».
Летом 1978 года в поселок приехали сотрудники Туруханского этнографического отряда археологической экспедиции Кемеровского университета. Они через газету «Маяк Севера» сердечно поблагодарили жителей Мадуйки за помощь в работе и кратко рассказали о следующих информаторах: известном всему району рыбаке – Илларионе Прокопьевиче Пешкине; секретаре сельского совета, дочери гвардейца промысла Дмитрия Ивановича Серкова, Екатерине Дмитриевне Москвиной, о «полноправных хозяевах озера Мадуйского», о промысловиках - Серковых Илье Ивановиче и Александре Павловиче, Кильмагир Федоре Степановиче и Григории Федоровиче, о делегате XVIII съезда ВЛКСМ – Александре Эдуардовиче Дибикове, председателе сельского Совета Юрии Ивановиче Серкове, комсорге местной ячейки Елене Петровне Тетериной. В следующей статье они пишут, что старейшие жители поселка – Марфа Ильинична Пешкина, Клавдия Лукьяновна и Мария Лазаревна Серковы рассказали о старых кетских обрядах, о верованиях, об основании поселка, о традиционных занятиях кетов и их преданиях. Интересную легенду (каль аскет) поведал Владимир Иванович Серков «…Видите Сенной мыс. Там когда-то находились кеты, которые воевали с эвенками. Эвенки же сидели на острове. Чум их вождя стоял там (и он указал на южную оконечность острова). На острове среди эвенков жили кеты – старик со старухой. Отряд кетов не мог перебраться на остров, но однажды их вождь превратился в сыча и полетел на остров. Там, сев на крышу кетского чума, он услышал, что вода Сенного мыса мелкая. Вернулся к своим и рассказал им об этом. Кеты победили эвенков…». Прислушавшись к рассказу Владимира Ивановича участники экспедиции осмотрели остров и обнаружили следы полуземлянок, решено было провести шурфование.
В марте 1982 года в Мадуйку прилетела Гримак Вера Леонтьевна с дочкой Наташей и приняла в подотчет местный магазин. В 1983 году вышла замуж за промысловика, рыбака-охотника Анатолия Степановича Самойлова, уроженца соседней деревни Горошиха. В это время председателем сельского Совета была Елена Петровна Тетерина. Через 6 лет по решению Туруханского райисполкома №129-07 от 13.05.1988 г. жители исключенного с административно-хозяйственного учета с. Серково были переселены в пос. Мадуйка и с. Горошиха.
Серков Константин Михайлович стал председателем сельского Совета в начале 90-х годов, когда экспедиция Красноярской лаборатории археологии и палеогеографии Института Археологии и Этнографии СО РАН совместно с Красноярским педагогическим университетом осуществила этнографическую экспедицию в места расселения кетов Красноярского края. Среди населенных пунктов Туруханского района был посещен и пос. Мадуйка. Задачей экспедиции стало изучение современных этнических процессов. В поселке проживало 86 человек, из них 53 кета (61,6%). Этнограф Виктор Павлович Кривоногов в своей книге «Кеты: десять лет спустя (1991-2001)» пишет, что оленеводства у кетов нет с 1996 года. Именно тогда в семье Корзухиных пропала последняя важенка, ведь, по словам главы семьи Андрея Корзухина приезжие охотники-любители не различали диких и домашних оленей, полученных его женой, Ниной Федоровной Серковой, в наследство от родителей. И осталось только неофициальное название у речки Малая – «Корзухинская», потому что именно на противоположном берегу от деревни реки было оленное зимовье семьи Корзухиных. Тогда исследователями было зафиксировано национально-смешанных семьей кетов - 9, а однонациональных кетских семей – 6.

В 1995 году в районной газете промелькнула заметка «Чем богаты», в ней о мадуйской жизни писала Г. Галина: «…Зимой … изредка залетает сюда самолет Ан-2, а летом … можно выбраться только водным транспортом, или же санрейсом, кто как изощрится. Живут здесь … 82 человека...». Из 13 детей школьного возраста, 4 учились в Мадуйской начальной школе, а остальные уезжали в пгт. Светлогорск, «…где родители снимают для них квартиры… Единственное, в чем у мадуйцев избыток – это электроэнергия, подаваемая со Светлогорской гидроэлектростанции. Намазывай, если найдешь, кусок хлеба, и ешь». Уже в конце 90-х годов закрыли почтовое отделение, последней заведующей была Татьяна Борисовна Цоль.
В 2001 году была совершена интервальная поездка в пос. Мадуйка этнографом В.П. Кривоноговым для проведения повторного исследования современных этнических процессов. В поселке проживало 54 человека, из них 36 кетов (66,7%). Владели кетским языком в разной степени – 18 человек, остальные не разговаривали и не понимали по-кетски. Среди них больше всего было с фамилией «Серков», 6 – Тетериных, 4 – Дибиковых и 2 – Пешкиных. Исследователем они были отнесены к курейской группе кетов, национально-смешанных семьей по-прежнему 9, а однонациональных семей стало меньше – 2. Далее он пишет «…Селькупский компонент в генеалогиях кетов встречается в основном в северной половине их расселения – от Келлога через Сургутиху до Мадуйки…», где самые высокие показатели доли кетов, имеющих в родословной селькупских предков, и в 4 раза меньше предков эвенков. В конце исследования В.П. Кривоногов делает вывод, что кеты как этнос сохраняются, но становятся совсем другими.
В 2002 году было открыто дошкольное образовательное учреждение, кабинет в с/совете для 4 детей, отапливаемый печкой, работала заведующей Петрова Наталья, уже в 2004 году его закрыли в связи с не прохождением аттестации. С февраля 2009 года в пос. Мадуйка был закрыт единственный магазин.

В настоящее время в поселке имеются библиотека-филиал №19 Туруханской МЦИБС. Здесь по-прежнему проживают преимущественно коренные малочисленные народности Туруханского Севера, а основное направление хозяйства в Мадуйке осталось промысловое. Приезжие с Большой земли и из Светлогорска нередко посещают Мадуйское озеро для ловли рыбы. Проживает в пос. Мадуйка по данным похозяйственного учета на 1 января 2015 года 51 человек, из них 80% кеты и эвенки. Они не покинули свои родовые земли.

материал подготовлен Т.Ю.Сергиенко
фото в заголовке –“ Мадуйка, вид сверху”, в тексте – “Встретили вертолёт”.
Просмотров: 2263 | Добавил: master | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: