Пятница, 26.04.2024, 09:25
Главная | RSS

Форма входа

Поиск



Календарь

«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Май » 11 » Подкаменная Тунгуска – начало начал
11:43
Подкаменная Тунгуска – начало начал

Подкаменная Тунгуска – начало начал


Говоря современным языком «Подкаменная Тунгуска» – это своего рода бренд. Многие обыватели десятки раз летевшие через поселок Бор на Север, делавшие там плановую либо вынужденную посадку, аэропорт «Подкаменная Тунгуска» знают, а то, что он в Бору находится, весьма бывают удивлены. Ну а сама деревня Подкаменная Тунгуска носит тоже имя, что и река, в устье которой она расположена, хотя первоначально, как мы уже знаем, зимовье носило название Подкаменное.

Документов, расшифровывающих это название мы пока не нашли, но вот в Красноярском краевом государственном архиве обнаружили весьма объемный документ, составленный уже в начале двадцатого века и хранящийся в фонде «Енисейская земная управа». Без ссылки на какие-либо источники в нем указан целый ряд сел, станков и деревень, даты их основания и даже фамилии первых жителей, которыми, якобы эти поселения и были основаны1.

Согласно этому документу деревня Подкаменная Тунгуска основана в 1730 году Тимофеем Ивановичем Краснопеевым. Эту же дату основания подтверждают и районные архивисты, только называют при этом Подкаменную Тунгуску станком2. Что же касается основателя, или как тогда говорили, засельника, засельщика, заселителя, (того, кто заведомо первым здесь поселился) – Тимофея Ивановича Краснопеева, то его фамилия считается на юге Туруханского района одной из широко распространенных. Можно предположить, что тех, кто занимал первыми место под селение, устраивал жилище, становился оседлым на пустопорожнем месте, водворялся, было всего несколько человек, а возможно и всего один. Более ранних сведений о численности у нас, к сожалению, нет, только одни общие цифры, упомянуть которые все-таки следует.

В 1735 году по сравнению с 1719 годом в Енисейском уезде вместо 120 населенных пунктов насчитывалось уже 1723. Но темпы образования деревень были несоизмеримы с темпами роста числа их жителей.

В «Списке населенных пунктов Российской империи», изданном в Санкт-Петербурге в 1864 году (по сведениям 1859 года) в разделе П «Туруханский край Енисейского округа» на 1 (Верхнеимбатском) участке под номером 530 указан казенный станок Подкаменно-Тунгузский, где в 14 дворах проживало 87 человек. Следовательно, со дня своего основания за 129 лет станок имел немногим меньше полутора десятков домов и менее сотни жителей.

Чтобы внести ясность, в чем разница между станком и деревней и что это за понятие – казенный станок – позволим привести толкования этих слов в 19 веке, обнаруженные в том же Списке.

Деревней называлось крестьянское селение без церкви. Соответственно, селом – поселение крестьянское, казачье или инородческие, но уже с церковью. А вот термины «зимовье» и «станок» относились только к населенным пунктам Туруханского края. О зимовьях мы писали в предыдущей главе. Станками же назывались мелкие селения на берегу Енисея. Названы они были так потому, что на их жителях лежала обязанность по доставке почты. А «казенный» значило – государственный.

И действительно на всем протяжении Туруханского края, имевшего в те времена площадь в 1,7 миллиона квадратных километров, на расстоянии 20-30 километров друг от друга были образованы почтовые станции (станки), состоящие первоначально из одного-двух домов. Хотя пересылка писем по государевой почте была учреждена еще в 1689 году, почтовые станции на Енисее появились только 1730-х годах, следовательно, можно сделать вывод о том, что станок Подкаменная Тунгуска был основан для организации пересылки почты из Москвы, Енисейска и Красноярска дальше на Север. Либо, основанный вольными людьми, скрывающимися от ока государева, он все-таки выполнял и функции почтовой станции. Попутно заметим, что можно было пересылать по почте не только официальные документы властей, но и частные письма. Почта отправлялась в течение лета три раза. Ну а впоследствии в зимнее время именно на станках меняли лошадей, обогревались, ночевали и питались4. Все эти задачи требовали строительства новых зданий и присутствия в них людей для осуществления этих полномочий.

Значимость почты косвенно подтверждается списками, составленными священниками Дубческой прихода. Записав первыми состав семьи батюшки с домочадцами, псаломщика, учительницы, они следом указывают семьи «почтово-телеграфных чинов», и только после них уже следуют «личнопочетные» граждане, крестьяне и их домашние. Таким образом становятся известными штаты почтового заведения, во главе которого имеется начальник: надсмотрщик и почтальон.

Отрезанный от центральных районов Туруханский край был глухой провинцией, местом ссылки государственных преступников, где не только среди коренного, но и русского населения царили бедность, болезни, невежество. Вся административная и судебная власть в Туруханском крае принадлежала приставу. На станках заправляли торговцы и смотрители хлебозапасных магазинов. Магазины содержали запасы муки, табака, чая, боеприпасов. Центральные магазины были в Верхнеимбатске и Туруханске, а в Подкаменной Тунгуске было отделение. Но до конца 19-го века все-таки эти поселения были малодворными.

Ненамного выросло старожильческое население Подкаменной Тунгуски и за последующие полвека: домов стало больше лишь на 9, а жителей на 45 человек соответственно. По-прежнему население занималось исключительно рыбной ловлей и звероловством. У населения было 47 лошадей, 61 корова и 70 собак. Почему учитывалось количество собак? В повседневной жизни населения собаки имели огромное значение. Они не только являлись неоценимыми помощниками охотника, но и служили средством передвижения. Летом, при помощи бечевы собаки тянули лодки вверх по течению реки, а зимой, запряженные в сани, перевозили тяжести и людей там, где не могли пройти лошади. А вот оленей практически никто не содержал, хозяйства считались оседлыми.

В селе появилась часовня с алтарем. Структурно, часовня была в составе Дубческого (Вороговского) Троицкого прихода5. Согласно его спискам крестьяне и их домашние из деревни Подкаменная Тунгуска носили фамилии Краснопеевых (33 человека), Безруких (32), Ждановых (26), Игнатовых (25), Бубенчиковых (23), Кузьминых (14), Чичериных (13), Плешковых (9), Алексеевых (7), Гуляевых (5), Ивановых (4).
Вместе с крестьянами жил ссыльнопоселенец Михаил Григорьевич Колмаков с женой и двумя малолетними детьми. Детей до 17 лет было 93 человека, практически, каждый третий житель.

В 1863 енисейскими купцами Баландиным, Грязновым, Калашниковым и Кытмановым была организована пароходная компания и построен первый пароход «Енисей» с мощностью в 60 лошадиных сил. Пароход совершал в течение лета по два рейса, спускаясь по Енисею до устья (Гольчихи) для покупки рыбы. Но только спустя 25 лет в 1888 году была освоена Подкаменная Тунгуска, когда менее мощный пароход «Сибирячка» поднялся вверх по реке с небольшим грузом хлеба для северной тайги.

Деревня Подкаменная Тунгуска конца двадцатых годов прошлого столетия, какой ее увидел Б.О.Долгих, – это стоящие на сером, усыпанном галькой берегу, торчащие рядом потемневшие крыши крестьянских изб и стоящие у них бородатые шумно-толпящиеся русские. К моменту первой Приполярной переписи 1926-1927 годов, население Подкаменной Тунгуски увеличилось в три с лишним раза. И по тому, что в нем появились торговая точка, школа, медицинский пункт, почта, радиостанция и телеграф можно было судить о «взлете», начале счастливой поры в истории деревни. Помните, в предыдущей главе предсказание шамана Василия Мосейкина о сказочном «железном столбе» и «лодках с крыльями?»

Действительно, с началом двадцатых годов интенсивно начал осваиваться Енисейский Север. Появились первые самолеты. Для обеспечения полетов в 1923-24 годах были смонтированы три первых передающих искровых радиостанции – в Туруханске, Верхне-Имбатске и Подкаменной Тунгуске. В это время, согласно результатам Приполярной переписи 1926-1927 годов, в Подкаменной Тунгуске жило тринадцать семей Краснопеевых, семь семей Ждановых, шесть Безруких, четыре Бубенчиковых, были также по нескольку семей Игнатовых, Чичериных, Кузьминых. Именно выходцы из этих семей и стали первостроителями аэропорта и нового поселка Бор, составили костяк большинства его организаций, их потомки и сегодня живут в Бору.

Но оставим на время Подкаменную Тунгуску, рассказав об остальных поселениях – Сумароково, Осиново и Комсе.

Фото: Красноярский краевой Краеведческий музей

Пояснения:

1 – КАКК, ф.904 опись 1 дело 40 лл 58-69

2 – Архив Туруханского района, фонд 1, опись 1, дело 7, лист 304

3 – ЦГАДА, ф 199, оп 2, порт 481. тетр.5, л 21-29 об.

4 – Почта от Красноярска до Енисейска и далее до станка Назимово доставлялась на лошадях, а до Туруханска и Дудинки на нартах (собачьих и оленьих упряжках.)

5 – «Краткое описание приходов Енисейской епархии, репринтное воспроизведение изд 1916 г, Красноярск, 1995 г, стр.227



Источник http://gapeenko.net/territory/781-podkamennaya-tunguska-–-nachalo-nachal.html


Просмотров: 1646 | Добавил: anubis | Теги: бор, подкаменная тунгусска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: