Среда, 24.04.2024, 17:01
Главная | RSS

Форма входа

Поиск



Календарь

«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Январь » 9 » ПОМНЮ ВСТРЕЧУ
18:36
ПОМНЮ ВСТРЕЧУ


Приезжая в краевой центр, прохожу по центральным улицам города, где, когда-то в детстве, впервые увидел большие здания, непохожие на наши северные строения Туруханска, удивлялся архитектурным особенностям до революции построенных, величию и неповторимости домов, церквей, старого города, мостов через Енисей, табличкам на фасадах домов, увековечивших какой-то период в истории города, страны. С годами многое переменилось в облике города: строятся новые на месте убранных домов, расширяются улицы, изменяются облики фасадов, возникают новые кварталы, переходы. И всё же то, что запомнилось в далёком детстве, всегда нахожу, вспомнив первые впечатления, когда-то увиденного, поразившего мальчишку с далёкого северного уголка.
Вот и в этот летний приезд в Красноярск прохожу среди зданий около «Площади Революции», бывшего Крайкома Партии, оглядывая добротные здания архитектурного ансамбля того, совсем недавнего Советского периода, запечатлённого детской памятью на всю жизнь. На одном из домов по улице Ленина увидел табличку «Музей художника Ряузова Бориса.Яковлевича». И сразу всплыли странички, которые связывают известного красноярского художника с нашим селом, его историей и, конечно, ту единственную встречу в его мастерской.
Ещё в самом начале поисковой работы в школе мы с учениками собирали материал по истории села и вели большую переписку с теми, кто уже давно уехал, по разным жизненным ситуациям, не забывая, живущих рядом с нами старожилов. Однажды пришёл ответ на наше письмо от двоюродной сестры нашего художника Попова Г.Е., Матвеевой Нины Никифоровны, в котором она с ностальгией о прошлом, об ушедших и погибших на войне сельчан, о своём желании как-то быть полезным родному селу, писала о своих планах и переживаниях. В письме лежала фотография, где на фоне картины «Дети бегущие от грозы», сидели молодые ребята. Из текста узнали, что это мальчишки, которые учились в художественной школе им. Сурикова В.И. в Красноярске, ещё до войны. Они только закончили работу по копированию известной картины и сфотографировались на память. Слева в белой рубашке сидит Ряузов Боря, в центре – родной брат Нины Никифоровны, Ганя Попов, а справа – Валера, их товарищ. Молодые художники в обнимку на память сфотографировались, ещё не зная, какая судьба каждого из них ждёт в будущем. Боря вернётся с войны, станет известным художником, Ганя погибнет на войне, а Валерий пройдёт плен, и не выдержав проверок и унижений, уйдёт из жизни сам. По приезду в родное село, Нина Никифоровна встретилась с нами, сфотографировалась около стенда, посвящённого её родственникам. Тогда, не пряча слёз, она вспоминала о своих погибших братьях, много говорила о прошлом.
Замечаю, до сегодняшнего времени, что те, кто давно покинул родные места, через годы возвращаясь, с тоской вспоминают, о прожитых годах на Родине, о своих сверстниках, с кем учились, об учителях тех лет, припоминались шуточные эпизоды из той прошлой жизни. Но всегда, почему-то не находили ответа на современные преобразования и потери, не способствующие развитию села. Знаю по себе, когда бываю на своей Родине, и свежим глазом вижу всё вокруг, сравниваю с тем знакомым и пережитым мной временем. Никуда от этого не уйти, не спрятаться, не забыть, а сегодня уже не вернуть назад.
В 1986 году мы готовились отметить юбилей нашего села, обратились к шефам школы в Профком ГПХ, которые без проволочек нашли деньги на поезд группы учеников в Красноярск, целью которых было собрать побольше материала об истории села. Нашли много интересного в краевой библиотеке, встречались с художниками в их мастерских: Есилевичем Я. С., Ряннелем Т. В., Ряузовым Б.Я. Один из них до войны позировал Сталина И.В. будущей картины нашего сельчанина Попова Г.Е., другой снимал, уже после войны, с неё копию, небольшого размера, и в мастерской работал над портретом В.П. Астафьева. Ну, а третий рассказал о той, довоенной фотографии, где он был запечатлён. Вот он то, Борис Яковлевич Ряузов, и рассказал нам историю той фотографии, поделился воспоминаниями о своих товарищах, показывал свои работы и свою последнюю, над которой ещё работал. Помню ту картину, на которой был изображён крупный белоснежный лёд, видимо, в половодье, частично в отраженных от воды лучах солнца. Через какое-то время он достал старенький журнал «Огонёк», нашёл нужную страницу и показал репродукцию с его картины «Последний лёд Туруханска». И мне, которому Туруханск был Родиной, впервые узнавшему, что есть такая картина, было до глубины души приятно видеть, а теперь и знать. Борис Яковлевич говорил, что когда он закончил работу над картиной, то сам удивился тому, что сотворил на холсте. А потом добавил: «У меня было такое чувство, что писал картину кто-то другой, а не я…». Картину эту забрали в Москву, кажется в Третьяковскую галерею.
Он рассказывал и показывал свои работы, где природа и портреты известных в крае людей, буклеты с его фронтовыми работами, отвечал на вопросы. Нам было всё интересно, ведь мы с учениками сельской школы впервые были в художественной мастерской известного художника Красноярского края. Жалею сегодня, что не смогли мы сфотографироваться с ним, не было с собой фотоаппарата.
Захожу в небольшой музей, видимо, открытый недавно. Приветливая женщина встречает улыбкой, приглашая посмотреть работы Бориса Яковлевича. В зале группа школьников с молодым учителем, шумновато от них, непривычно для посетителей музеев. Рассматриваю картины и рисунки по военной тематике, где изображены дороги войны, разрушенные города сожженные сёла, скорбь советских солдат… Среди них нахожу картину «Освобождённый Гжатск», где изуродованная войной русская земля, сгоревшая техника, чёрный дым над городом. Гляжу на картину, а в мыслях звучат слова художника: «… а знаете, ребята, когда бои за г. Гжатск закончились, то мы с товарищем остановились на квартире в семье у одной женщины, которая пустила нас переночевать под лестницей, ведущей на чердак. И удивительное дело, через много лет, когда показывали дом первого космонавта Ю.А.Гагарина и его маму, то в этой женщине я узнал ту, которая нас приютила. Вот так неожиданно я побывал в доме Гагариных...»

Вспоминая давнюю встречу с Ряузовым Б.Я., рассматривал его работы, я постоянно отвлекался на шум и беготню по залам учащихся, иногда просто громко кричащих, как будто они были одни в лесу. Позже мне смотритель пояснила, что эта такая новая форма работы учителей, которые давали им задания, и они, с криком бегая, искали ответы в картинах, совсем не обращая внимание на других посетителей. Это меня поразило и удивило т.к. эту же работу с учащимися можно было провести, не мешая другим, да и не с меньшим результатом. Им не раз были сделаны замечания другими посетителями музея.
Со смотрителем разговорились о создании этого музея, о выставках, о красноярских художниках, многих из которых я знал лично. Я рассказал о нашем сельском музее и о той довоенной фотографии, о которой уже упоминал, хранящиеся у нас. Рассказал, как она к нам попала. Подарил ей значки села, а она передала буклет, изданного к 65-ию победы: «Земля фронтовая. Вёрсты», живопись, графика Бориса Яковлевича.
Перелистывая страницы небольшого буклета, рассматриваю рисунки, этюды, картины, писанные акварелью, хочу понять наших отцов и матерей, хочу оставить о них память… А на меня смотрели глаза молодого бойца Ряузова Бори, чуть, чуть старше того паренька на фоне копии картины «Дети, бегущие от грозы», будущего народного художника РСФСР, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина.
При нашей встрече он был седой, как белый лёд картины, над которой он работал.

Петухов А.И., с.Ворогово
В заголовке – картина Б.Я.Ряузова
«Последние дни навигации».
Фото в тексте – «Возвращение
с фронта», 1946г.
Просмотров: 1581 | Добавил: master | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: