28.10.2014 года состоялся 7 съезд депутатов Красноярского края.
Мое желание участвовать в работе съезда было связано с единственной целью : публично озвучить вопиющие безобразия в области защиты прав жителей Туруханского района. Перед открытием съезда выступили Председатель ЗС КК Усс и Губернатор края Толоконский. В своей речи Толоконский обмолвился о том, что в 2015 году минимальная заработная плата в крае для работников бюджетных организаций будет установлена на уровне прожиточного минимума чем сорвал бурную овацию со стороны делегатов съезда.
Депутатам было предложено обсудить вопросы на круглых столах : ЖКХ, кадры, сельское хозяйство и реформа местного самоуправления. Я выбрал последнее.
Предварительно записавшись я все таки не был уверен в том, что мне дадут выступить. Но … слово мне дали. Свою речь я начал с того, что та «реформа» местного самоуправления, что произошла не так давно в Туруханском районе когда фактически было избрана модель двуглавия, ничего кроме вреда району не принесла и высказал свое мнение что было бы неплохо и необходимо вернуться к прежней модели организации власти в районе. В то же время я отметил, что по большому счету никакая реформа не принесет положительных результатов пока депутаты на всех уровнях не преодолеют страхов, пока не обретут смелости в принятии решений в соответствии с действующим в России законодательством. Страхов разных и по разным поводам. В т.ч. надуманным.
Привел пример с вопиющими нарушениями конституционных прав работников бюджетных учреждений на получение зарплаты не ниже установленного федеральным законодательством размера. Что мешает выполнить требования Конституции РФ и федеральных законов депутатами Игарки в отношении работников бюджетных учреждений города, которым именно они (и только они) устанавливают систему оплаты труда? Что мешает выполнить требования Конституции РФ и федеральных законов депутатами Туруханского района в отношении работников бюджетных учреждений района, которым именно они (и только они) устанавливают систему оплаты труда?
Что мешает выполнить требования Конституции РФ и федеральных законов депутатами Законодательного Собрания края в отношении работников бюджетных учреждений края, которым именно они (и только они) устанавливают систему оплаты труда?
Ответ прост : никто и ничего им не мешает и даже наоборот, Закон требует устанавливать систему оплаты труда именно по Закону. Так в чем дело? Депутаты города заявляют : «Пусть сначала район поступит по Закону». Депутаты района заявляют : «Пусть сначала край поступит по Закону». Депутаты края заявляют : «Пусть сначала этот вопрос решит Москва». Вопрос : а чего они боятся? Я критически отозвался о намерении Толоконского довести минимальную заработную плату до прожиточного минимума потому как это никак не устранит существующих нарушений.
Сейчас в Туруханском районе минимальная заработная плата для работников бюджетных учреждений установлена в размер 9557 руб. Это значит, что работник бюджетного учреждения с окладом 2200 руб. и начислением по заработной плате за выполнение нормы труда в размере 5280 руб. получит заработную плату в размере 9557 руб. Это значит, что работник бюджетного учреждения с окладом 3200 руб. и начислением по заработной плате за выполнение нормы труда в размере 7680 руб. получит заработную плату в размере 9557 руб. Это значит, что работник бюджетного учреждения с окладом 4200 руб. и начислением по заработной плате за выполнение нормы труда в размере 10080 руб. получит заработную плату в размере 10080 руб.
При установлении минимальной заработной платы в районе в размере прожиточного минимума 13333 руб. работник бюджетного учреждения с окладом 2200 руб. и начислением по заработной плате за выполнение нормы труда в размере 5280 руб. получит заработную плату в размере 13333 руб. Это значит, что работник бюджетного учреждения с окладом 3200 руб. и начислением по заработной плате за выполнение нормы труда в размере 7680 руб. получит заработную плату в размере 13333 руб.
Это значит, что работник бюджетного учреждения с окладом 4200 руб. и начислением по заработной плате за выполнение нормы труда в размере 10080 руб. получит заработную плату в размере 13333 руб. И у всех этих работниках обязательно в расчетных листках будет существовать графа : «Доплата до МРОТ … руб.».
Уравниловка – это есть дискриминация, которая заключается в том, что заработная плата работника никак не зависит ни от его квалификации, ни от сложности и т.д. Более того, при уравниловке не выплачиваются гарантии, установленные трудовым законодательством. Например, работник с окладом 3200 руб. выполнил не одну а полторы нормы труда. В таком случае начисление по его заработной плате составит 11520 руб. и он получит все те же 13333 руб. как и за выполнение одной нормы труда. Вопрос : ему за переработку заплатили или нет?
Закончил я свою речь следующим : пока в районе (крае) не будет соблюдаться Конституция РФ по установлению зарплат бюджетникам в законных размерах, пока депутаты будут боятся принимать решения строго в соответствии с Конституцией РФ, никакие реформы не изменят ситуацию к лучшему.
После того как я сошел с трибуны присутствующий на заседании заместитель Председателя ЗС КК Клешко публично мне возразил (по памяти) : «Если вы, депутаты района, примите решение об установлении в районе оклада работнику бюджетного учреждения в размере не менее МРОТа (как это записано в Конституции РФ), то именно вы, депутаты района, за счет собственных доходов и обязаны будете финансировать свое решение». Я пытался с места без микрофона ему возразить, но слово дали уже другому делегату.
Считаю, что Клешко публично озвучил глупость. В соответствии со ст.84 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с тем, что гарантия оплаты труда в размере не менее МРОТа установлена на федеральном уровне, следовательно это расходные обязательства федерального (но никак не краевого или районного) бюджета.
Из этого следует, что установление в г.Москве минимального (базового) оклада в размере 13000 руб. обеспечивается путем предоставления этому городу из федерального бюджета субвенции на покрытие расходов на выплату части заработной платы исходя из минимального оклада в размере 5554 руб., разница в размере 7446 руб. оплачивается за счет собственных доходов г.Москвы.
Из этого следует, что установление в Туруханском районе минимального (базового) оклада в размере 5554 руб. обеспечивается путем предоставления району из краевого бюджета субвенции на покрытие расходов на выплату заработной платы исходя из минимального оклада в размере 5554 руб. Из этого следует, что установление в Красноярском крае минимального (базового) оклада в размере 5554 руб. обеспечивается путем предоставления краю из федерального бюджета субвенции на покрытие расходов на выплату заработной платы исходя из минимального оклада в размере 5554 руб.
Таким образом, соблюдение законности при установлении заработных плат бюджетникам обеспечивается путем :
1) принятия компетентным органом решения на основании Закона и
2) наличие смелости в отстаивании законности перед вышестоящим бюджетом.
После проведения круглых столов открылся съезд. Не всем делегатам с трибуны съезда дали выступить. Не от всех районов края. Связано это было с тем, что съезд и круглые столы провели в один день и за это время физически нельзя было дать слово хотя одному из представителей района.
На следующий день по приглашению депутата ЗС КК от партии ЛДПР Семизорова я принял участие в работе комитета по Северам. На этом комитете депутаты задавали вопросы министру финансов Бахарю по поводу финансирования строительства и содержания зимников, тарифов на авиаперевозки и др.вопросы.
Я задал вопрос по зарплатам в том плане, что район установил минимальную заработную плату в размере 9557 руб. а суды взыскивают 13329,6 руб. (МРОТ + районный коэффициент + северная надбавка). На что Бахарь мне ответил : мол, на съезде же Губернатор заявил о доведении минимальной заработной платы до прожиточного минимума.
Тогда я переспросил его о том, что же заложили в бюджете края для Туруханского района. Бахарь мне ответил, что заложили именно выплату минимальной заработной платы для Туруханского района с 01.01.2015 года в размере прожиточного минимума для района, установленного на 4 квартал 2014 года. Тогда я задал следующий вопрос : что будем делать с дискриминацией когда эту минималку будут получать работники бюджетных учреждений с 1 по 10 разряды, когда не будут выплачиваться гарантии, предусмотренные для оплаты труда в Особых условиях? На что министр ответил : такая проблема есть, путей решения ее нет.
Таким образом резюмирую : власть публично признала наличие в крае дискриминации в оплате труда работников бюджетных учреждений, власть не знает каким образом устранить нарушение Конституции РФ и федеральных законов на территории края.
И каков вывод?
Исходя из того, как был организован съезд, мне не удалось поднять вопрос по поводу завышенных тарифов на услуги ЖКХ в Туруханском районе. Не удалось это сделать и Голодеду, который намеревался по этому поводу выступить с трибуны съезда и которому не дали слово из-за ограниченности времени, отпущенного организаторами для проведения съезда
. С другой стороны, видя как краевые власти терпимо относятся к проблеме нарушения конституционных прав работников бюджетных учреждений на получение ими заработных плат в законных размерах, вряд ли они проникнулись бы проблемой незаконности тарифов на ЖКУ для населения района.
В.Белоновский
|