09:55 Решение прокурор к ОАО "Туруханскэнерго" по воде в д. Совречка | |
Дело конечно не новое но показательное. РЕШЕНИЕ с.Туруханск 29 апреля 2011 г. Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Вениченко Ю.В., при секретаре Швец О.А., с участием: заявителя – прокурора Туруханского района Зоткина Д.А., представителя органа, бездействие которого оспаривается, - администрации Туруханского района по доверенности Жосан И.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по заявлению прокурора Туруханского района об оспаривании бездействия администрации Туруханского района по неисполнению полномочий в части организации на межселенной территории – п.Совречка Туруханского района водоснабжения населения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Туруханского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконным бездействия администрации Туруханского района. Требования заявления мотивированы тем, что при проведении прокурорской проверки исполнения администрацией района федерального законодательства по организации на межселенной территории водоснабжения населения, было установлено, что в п.Советская Речка Туруханского района водоснабжение населения не осуществляется, население использует воду в питьевых целях и для приготовления пищи из рек Советская Речка и Ирба, протекающих вблизи посёлка. Колодцы, водонапорные скважины, иные источники водоснабжения отсутствуют. Бездействием администрации района нарушаются права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, поскольку производственный контроль за качеством питьевой воды отсутствует, данных о том, что используемая населением в пищевых целях вода отвечает требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности в соответствии с положениями п.п. 3.1, 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01», не имеется, что не исключает возникновение чрезвычайной ситуации, отравление население посёлка, возникновение различных пищевых инфекций. В этой связи прокурор просит, признав незаконным бездействие администрации Туруханского района, обязать её организовать на межселенной территории в п.Совречка Туруханского района водоснабжение населения, обеспечить организацию водоснабжения населения питьевой водой безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу с благоприятными органолептическими свойствами и обеспечить контроль качества воды в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства СанПиНа 2.1.4.1074-01. В судебном заседании прокурор района требования заявления поддержал по изложенным выше основаниям. Представитель администрации Туруханского района по доверенности Жосан И.К. требования прокурора не признал, суду пояснил, что в силу географических особенностей расположения п.Совречка – самого северного посёлка Туруханского района, организовать там не только централизованное водоснабжение, как требует прокурор, но и просто построить колодец или каптаж невозможно, поскольку водоносные горизонты там отсутствуют, грунт представлен вечной мерзлотой от 400 до 600 метров. Администрацией района принята долгосрочная целевая программа «Об обеспечении хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения населенных пунктов муниципального образования Туруханский район на 2011-2020 годы», однако посёлок Советская Речка в эту программу не включен по вышеуказанным причинам. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления по следующим основаниям. Статьями 41-42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Обеспечение населения качественной питьевой водой нашло отражение в Указе Президента РФ от 04.02.1994 N 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». По смыслу статей 2, 14, 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района на межселенных территориях относится организация в границах поселения водоснабжения населения. Нормами ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Согласно п.1 ст. 254, 45 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, а также прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (п.1 ст. 258 ГПК РФ). На основании п.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем администрации, что организация обеспечения водоснабжения населения на межселенной территории отнесена к вопросам местного значения. Поселок Советская Речка находится на межселенной территории Туруханского района, то есть не является самостоятельным муниципальным образованием. Из приведенных выше правовых норм следует, что вопросы организации водоснабжения населения на межселенной территории, отнесены к вопросам местного значения района. Как видно из содержания заявления, и приложенного к нему акта - забор воды населением посёлка Советская Речка для бытовых нужд и питьевых целей производится из рек Советская Речка и Ирба, протекающих вблизи села, какие-либо источники водоснабжения отсутствуют. Анализы качества используемой населением посёлка воды не проводились, что не оспаривается и представителем администрации района. При этом в нарушение предписаний п.3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование населением посёлка водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения производится в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны, которые также отсутствуют. Гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, определены Санитарными правилами «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02" (вместе с "СанПиН 2.1.4.1175-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 N 40. Указанные Санитарные правила и нормы являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и вопреки доводам представителя администрации органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляют контроль за соблюдением требований Правил названными лицами. Отсутствие жалоб на качество воды от населения и вспышек инфекционных болезней от потребления воды из открытых водных объектов, на что ссылается представитель администрации района как на основание законности бездействия органа местного самоуправления, суд не считает достаточным основанием для подтверждения выполнения администрацией района обязанностей по организации водоснабжения качественной и безопасной питьевой водой. По смыслу приведенных норм, организация водоснабжения населения администрацией района подразумевает проведение целого комплекса мероприятий, направленных, в том числе на предотвращение химического и микробного загрязнения водного источника, наблюдение за качеством воды, своевременное выявление ухудшения качества питьевой воды, потребление которой может привести к нарушению здоровья населения. Представителем администрации района не приведено доказательств в подтверждение выполнения возложенных законом обязательств по обеспечению водоснабжения жителей п.Советская Речка, также как и доказательств, подтверждающих невозможность организации на территории рассматриваемого посёлка водоснабжения населения. Считать оспариваемое бездействие администрации района несущественным также нельзя, поскольку предметом спора является гарантированная Конституцией РФ защита прав граждан на охрану жизни и здоровья. В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. При таких обстоятельствах неисполнение муниципальным образованием Туруханский район своих обязанностей по организации на межселенной территории в п.Советская Речка Туруханского района водоснабжения населения нарушает гарантированные Конституцией права граждан на охрану здоровья и соблюдения местными органами власти федерального законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что является основанием для удовлетворения требований прокурора. При этом, учитывая масштабы и объемы проведения работ, связанных с организацией водоснабжения населения п.Советская Речка, суд полагает необходимым установить для администрации района срок исполнения рассматриваемых обязанностей в пределах полугода со дня вынесения судебного решения. Руководствуясь ст. ст.194 – 198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования прокурора Туруханского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Туруханского района по невыполнению полномочий по организации на межселенной территории в п. Советская Речка Туруханского района водоснабжения населения. Обязать администрацию Туруханского района организовать на межселенной территории в п.Советская Речка Туруханского района водоснабжение населения, обеспечить организацию водоснабжения населения питьевой водой безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу с благоприятными органолептическими свойствами и обеспечить контроль качества воды в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, в срок до 01.11.2011 года. Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения. Председательствующий Ю.В.Вениченко | |
|
Всего комментариев: 1 | |
| |