« Январь 2017 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
12:31 СТАРОЖИЛЫ | |
Май 2016 года. Бор. Очередь на оформление субсидий. Подходят новые посетители. Звучат привычные в такой ситуации вопросы: «Кто крайний?», «А Вы за кем?». Очередной ответ: «За Ждановым» дал повод для разговора о том: кто же такие Ждановы, уж очень распространённая эта фамилия в Бору. И вот одна из версий о том, что род Ждановых пошёл от ссыльных, побудила меня рассказать о том, что я сама узнала о родовых корнях Ждановых, проживающих в Бору и других поселениях, Туруханского и Енисейского районов. Большую часть своей жизни я прожила в посёлке Бор. Мой муж коренной сибиряк. Здесь родились и выросли наши дети, становятся взрослыми внучки. И мы тоже Ждановы. Наверное, многие из приезжих обращают внимание на то, что в посёлке много семей имеющих одинаковые фамилии. Это - Краснопеевы, Поповы, Кузьмины, Зыряновы, и др. Я тоже обратила на это внимание, и когда появилась возможность, попыталась узнать, кем были Ждановы в далёком прошлом, откуда и зачем они пришли в эти места? Многие исследователи утверждают, что старожилы Туруханского района – это потомки первопоселенцев из станков от Ярцева до Туруханска. А эти поселения были основаны ещё в начале семнадцатого, восемнадцатого веков. Подавляющее большинство осевшего там населения пришло из Северного и Восточного Поморья (Русского Севера), и более поздние переселения из России почти не касались этого северного района. Многие широко распространенные здесь фамилии были известны еще в начале XVIIвека. В истории России было много великих переселений. Одним из самых значимых является освоение русскими земель за Уралом: западной и восточной Сибири. Судьба каждого человека тесно связана с обществом, и в каком бы отдалённом уголке страны он не проживал – история страны – это его история. Семьи рода Ждановых также как и Игнатовых Лазаревых, Краснопеевых, Кузьминых, Поповых являются коренными сибиряками, и история их проживания на берегах Енисея составляет около трёхсот лет. В краевом архиве в фонде «Енисейская губернская Земная управа» есть списки населённых пунктов Туруханского края от 31 января 1918года. Согласно этим спискам в 1724 году основателем Сумароково указан СЕМ. ДАН. ЖДАНОВ. Подкаменная Тунгуска появилась в 1730году. Первый поселенец Подкаменной Тунгуски – Краснопеев. В 1764 году основаны Осиновая и Комса. Первый поселенец Осиновой – Онисим Петрович Лазарев. Судя по документам, в начале девятнадцатого века представители семей носящих одинаковые фамилии компактно проживали в определённых поселениях. Так, например Ждановы проживали в поселениях Никулино, Подкаменная Тунгуска, Сумароково; Лазаревы, Игнатовы – в Осиново; Краснопеевы – в Подкаменной Тунгуске, Ворогово, Комсе. Это можно увидеть в церковных росписях Дубчесского прихода начала девятнадцатого века. Можно предположить, что однофамильцы в прошлом имели родственные связи. Один из бывших жителей пос. Бор сделал своим односельчанам большой подарок, - копии церковных росписей поселений относящихся к Дубчесскому приходу с 1822года. Сейчас многие из старожилов нашего посёлка, интересующихся своими родовыми корнями, имеют копии этих росписей и, опираясь на них, могут проследить свои родственные связи на протяжении более двух столетий. Одна из росписей относится точно к 1915году. Имеется обложка с росписей, на которой указан 1915 год, а также лист, заверенный архивариусом Красноярского госархива. Росписи, которые предположительно относятся к 1874 и 1822 годам (вычислено по возрасту участвовавших в росписях людей), состоят соответственно из двух и трёх листов, на которых сделаны пометки в более позднее время. Росписи за 1822 год имеют списки «Тунгусского Зимовья», «Сумарокова Зимовья», «Комсина Зимовья» проживают в них в основном крестьяне. А росписи 1874 года имеют только список жителей станка Подкаменная Тунгуска. В станке 15 дворов, проживают в них крестьяне. Эта подпись сделана, по-моему, той же рукой что и росписи за этот год. Эти росписи помогли многим найти утраченные связи даже между семьями, имеющими в настоящее время разные фамилии. Помогли они и мне. В1822 году в Сумароково в пяти дворах проживало двадцать восемь человек. Три двора принадлежали семьям Ждановых. Это семьи Романа Семёновича, Данила Кондратовича и вдовы Фёклы Лукиновны Ждановых. В одном из дворов проживала семья Герасима Никифоровича Попова. Жена Романа Семёновича Жданова – Анна Никифоровна, а жена Данила Кондратьевича Жданова – Агафья Никифоровна. Можно предположить, что они были сёстрами Попова Герасима Никифоровича. В Тунгусском зимовье в 1822году проживали семьи Краснопеевых, Кузминых, Плешковых, Безруких. Проследив записи, относящиеся к Ждановым, я узнала, что Ждановы из Подкаменной Тунгуски и Сумароково имеют общего прародителя - это Роман Семёнович Жданов примерно 1795 года рождения, который в 1822году проживал в Сумароково. Примерно в тридцатых годах девятнадцатого столетия семья Жданова Романа Семёновича переселилась в Подкаменную Тунгуску. Именно Роман Семёнович из Сумароково и является родоначальником поколений Ждановых в Подкаменной Тунгуске. В росписях 1874 в станке Подкаменная Тунгуска внесены уже семьи сыновей Романа Семёновича Жданова Фадея Романова Жданова он родился в Сумароково в 1814году, Прокопия Романова Жданова и Рафаила Романова Жданова. А Роман Семёнович Жданов в возрасте сорока пяти лет умер в 1839 году в Тунгусском зимовье, где и был похоронен. Все эти данные мне удалось найти в церковных записях о рождениях, браках и умерших в Красноярском архиве. Римма Григорьевна ПАНКРАТОВА вспоминает рассказы своей бабушки Марии Гавриловны ЖДАНОВОЙ о том, что её отец Гаврила Фадеевич, прибыл в малолетнем возрасте на Старое Жилище со своими родителями (место нынешнего бензосклада в деревне Подкаменная Тунгуска). Очевидно, это место было не очень удобным для роста поселения и в дальнейшем деревня начала строиться на месте её нынешнего расположения. В краевом архиве документов по поселениям Дубчесского прихода ранее 1800 года мне найти не удалось. Я не смогла найти документов, по которым можно было бы определить, был ли Семён Данилович Жданов, который, согласно имеющимся в архиве документам основал Сумароково в 1724 году, предком Ждановых записанных в ц ерковных росписях в1822году в Сумароково. Но если принять во внимание то, что в 1822году там проживало всего пять семей, три из которых были Ждановы, наверное, можно предположить, что Семён Данилович, возможно, был прадедом Романа Семёновича Жданова и дедом Даниле Кондратьевичу. В 1701 году в Мангазейском уезде существовала Сумароковская таможенная застава и, возможно, зимовье было основано там для дальнейшего исполнения государственных обязанностей по удержанию таможенной пошлины с промышленных людей. С.Д.Жданов упоминается как основатель поселения, значит вполне возможно, что состоял он на государственной службе, т.е. был из казаков или служилых людей. В семейных преданиях сохранились воспоминания, передаваемые из поколения в поколение, конечно, с большими изменениями, которые предполагают что роды Ждановых и Поповых из казаков. Вот из воспоминаний жительницы Бора праправнучки Фадея Романовича Жданова Риммы Григорьевны Панкратовой: « По легенде выбор места для основания деревни П-Тунгуска был связан с приходом сюда из казачества 4 семей: Ждановы, Краснопеевы и предположительно Поповы. Выбрали место сначала не у устья реки. В районе предполагаемой деревни на болотистой местности, называемое старожилами «колтык», якобы в 12 часов ночи выплывало пламя. Строить на этом месте нечистом не стали, а кинули жребий, и упал выбор на «стрелку». Так появилось зимовье Подкаменное.» Но даже в росписях 1822года в зимовье Подкаменное ни Ждановы, ни Поповы не указаны. И вот что говорит о своих предках Юрий Павлович Попов, один из потомков Поповых, участвовавших в переписи 1822года: «Раньше Сумароково находилось ниже по течению, напротив Сумароковского острова, а появилось оно в 17 веке. Своё название поселение получило по имени купца Сумарокова, который жил там» Вспоминая семейные предания, Юрий Павлович рассказал, что их предок из донских казаков, а прибыл он сюда очевидно из Тувы, и имели они в своём роду по материнской линии монголку. О крестьянах ни Римма Григорьевна, ни Юрий Павлович не упоминают. Вполне возможно, что крестьянское сословие этим семьям было присвоено позже. Обратила внимание и на поселение Никулино, в котором и сейчас проживает много семей носящих фамилию Ждановы. К сожалению, об истории Никулино мне ничего неизвестно, кроме того, что это поселение существовало уже в начале восемнадцатого века. В церковных росписях за 1833 год в Никулино записано четыре семьи Ждановых. В 1926 году в Никулино одиннадцать мужчин носили фамилию Жданов. Был ли Семён Данилович первым из поколений Ждановых на Енисее, или здесь уже жили его предки, узнать мне не удалось, да это, наверное, уже и невозможно сделать. Даже если и есть документы, относящиеся к тем временам, они практически недоступны для меня. Я дошла до того места в истории семьи Ждановых, когда дальше дороги нет. 1724 год СЕМЁНОМ ДАНИЛОВИЧЕМ ЖДАНОВЫМ основано Сумароково. Так кто же такие Ждановы? Кто их далёкие предки? И мои поиски были обращены к доступной литературе, Интернету и данным, которые мне удалось найти в краевом архиве. В своих поисках я обращала внимание на совпадения в фамилиях, названиях поселений, встречающиеся и у нас и в европейской части России. В те далёкие времена, учитывая все трудности передвижения по суровым необжитым местам, вряд ли кто-то в одиночку смог бы осилить дальний путь из России за Урал в Сибирь. Всё передвижение шло по рекам и волокам между ними. Чтобы преодолеть все опасности в дороге люди собирались в ватаги, отряды и среди них вполне могли быть родственники и односельчане. Этот нелёгкий путь иногда затягивался на годы. Бывало, прожив на новом месте какое-то время, переселенцы покидали его и двигались дальше в поисках лучшей доли, уходя от голода и нужды. Приведу некоторые сведения, которые мне удалось найти в различных источниках. В 1669-1670годах станичную службу на «Чардане» несли Борис Никифорович сын Сумароков, Фома Астафьев сын Сумароков – городовые, Яков и Агафон Лазаревы – боярские дети и Немейко Жданов - мордовский мурза, они были записаны в Атемарские (Пензенские) десятни Саранского уезда. В том же уезде есть деревня Сумароково. В 1627 году в Енисейске нёс службу стрелец Васька Сумароков. Он же подавал челобитную воеводе с просьбой наградить его за увечья, полученные в столкновениях с «тунгусами». Может именно он имеет отношение к названию Сумароковской заставы. Очень много Ждановых в переписях Соликамского уезда. В документах доступных в Интернете много данных о том, что в 17, 18 веках от голода, болезней в поселениях европейской части России в отдельные годы вымирали целые семьи, а часть снималась с насиженных мест и уходила за Урал, в Сибирь. В переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Никеева вотчин именитого человека Григория Дмитриевича Строганова Соликамского уезда 1710года, хранящихся в Государственном Архиве Древних Актов, упоминаются Ждановы, Поспеловы, Кузьмины, Плешковы, Лазаревы, Высотины. Они проживали при монастырях и в поселениях Соликамского уезда. В переписи записаны и пустые дворы. Некоторые из них опустели из-за смерти проживавших в них людей. Встречаются и покинутые дворы с указанием, куда переселились жители этих дворов. Очень часто местом переселения отмечаются сибирские города. Приведу несколько строк из переписей: “Двор Хрисанфа Родионова сына Жданова с детьми Леонтием, Петром, Селиваном и Максимом пуст. Двор Андрея Жданова с детьми Федотом большим и Федотом маленьким в 189г.(1680г.) ушли в сибирские городы. Двор Владимира Жданова дети Василий, Иван и Григорий в 191(1682) году ушли в сибирские города. Гаврила и Никула Кузьмины с детьми Феоктистом, Алексеем Фёдором съехали в 189году в Сибирь Прокопий Осипов сын Плешков, вятчанин, переехал в Городище. Максим 60 лет, Андрей 50лет, Аверкиевы дети Поспеловы Гаврила и Никула Кузьмины с детьми Феоктистом, Алексеем Фёдором съехали в 189(1680) году в Сибирь. Пётр Юрьев сын Поспелов 56лет Дети Федот, Юрий, Григорий Лазарь Варламов сын Поспелов 40лет, Василий Терентьев сын Поспелов. Ерофей Кондратьев сын Попов, Михайло Кондратьев сын Попов, Агей Ерофеев сын Попов, Никифор Степанов сын Лазарев. Пётр Петров Плешков 50лет, дети Иван Большой 25, Иван Меньший 17лет, Роман 10лет, Пётр Андреев Плешков. Иван Фролов сын Жданов 42 года”. Среди жителей Соликамского уезда в то время было много переселенцев из Поморья. Конечно, фамилии, приведённые в переписях, не являются редкими в Сибири, образованы они от русских имён и прозвищ, но то, что они встречаются в одно время и в поселениях у Строганова, и потом в поселениях на Енисее, наводит на определённые размышления. В архивных документах Томска 1703-1707 годы также встречаются фамилии Жданов, Лазарев, Поспелов, Протопопов. И если набраться духу и предположить что все эти люди, потом оказались на Туруханской земле, то всё равно остаётся вопрос, откуда они переселились в Соликамский уезд? Бывшая жительница нашего посёлка, коренная сибирячка как-то сказала, что чувствует себя по духу близкой к жителям Поморья. Может и, правда, далёкие предки наших коренных сибиряков пришли сюда из Поморья? Были ли предки Ждановых, Поповых казаками и пришли они на сибирскую землю с Дона или были они поморами узнать, мне не удалось. Но что я узнала точно, они никогда не были ссыльными. Это были вольные люди и поселились они здесь почти триста лет назад, а может и больше и силами многих поколений обживали эти места Потомки, тех, кто одними из первых пришёл на берега Енисея, несколько столетий своим нелёгким трудом поддерживали жизнь на необжитых берегах, занимались промыслом, выполняли различные государственные работы. В зимовьях собирали ясак, брали таможенную пошлину, а позже они стали станками для почтовой гоньбы. И тяжёлый труд этих людей очень ценился. Чтобы содержать поселения на Енисее царское правительство не брало в армию мужчин из населённых пунктов расположенных ниже Ворогово. Свою государственную службу мужчины этих поселений несли по месту жительства. И ни одно из исторических событий не обошло стороной наши поселения. И их история - это история страны. Ни одно из событий в истории нашей Родины не прошло стороной. Это и революция, и гражданская война, и коллективизация. И ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. Жители наших поселений отважно сражались на фронтах и упорно трудились в тылу, приближая Победу. Потом была новая, послевоенная история на нашей земле, потом перестройка. И так хочется надеяться, что в нашей истории не будет конца, а продолжение будет хорошим. И напишут её новые поколения земли Туруханской. Жизнь на берегах великой реки продолжается. И по-прежнему живут в наших сёлах потомки тех, кто первыми создавал здесь первые поселения, трудился, создавал новые семьи, в которых росло много детей. И просто вдумайтесь, сколько же среди нас сейчас потомков первых семей русских в Сибири! И конечно, в каждой семье своя история, свои предания и так важно чтобы будущие поколения знали их и помнили. И гордились, тем, что они – коренные сибиряки и труд более десятка поколений их предков вложен в эти земли. Жданова З.М., пос.Бор. Изображения: в тексте – слёт колхозников в с.Ворогово (2 ряд сверху, справа- Лазарев Степан Грагорьевич и Зинаида Макеевна), «Илимки под парусами», р. П-Тунгуска (фото 20-х г.г. прошлого века), в заголовке – озеро Боровское. | |
|
Всего комментариев: 0 | |