Вывести людей на улицы обещают уже больше десятка партий, а власть молчит.
Протест против пенсионной реформы объединил все политические силы страны — от «Левого фронта» до «Яблока». Протестные акции проходят уже по всей стране, а местные чиновники неуклюже пытаются заглушить их надуманными отказами.
«Левый фронт»: Мэрия Москвы нарушает Конституцию
Протест против реформ правительства Дмитрия Медведева объединил еще вчера, казалось бы, непримиримых политических оппонентов. Скажем, в Оренбурге акцию протеста против пенсионной реформы (она, напомним, заключается не только в повышении пенсионного возраста, но и в отказе от накопительных баллов) собираются совместно проводить ЛДПР и КПРФ.
А в Омске коммунисты и либерал-демократы сумели объединиться со «Справедливой Россией», а также «Партией дела» и «Яблоком».
И если, например, в Казани протестовать сообща собираются хотя бы представители идейно близких партий — «Справедливой России» и «Коммунистов России», то в Кургане на митинге будут рядом стоять коммунисты и сторонники Алексея Навального, которых еще недавно было невозможно представить вместе.
Протест против пенсионной реформы позволил напомнить о себе уже порядком забытым политическим силам — от «Партии народной свободы» до «Открытой России». Например, 1 июля собирается вывести своих сторонников на акцию протеста Алексей Навальный, который ударно создает партию «Россия будущего». Они подали уведомления о проведении акций в администрации 20 городов, где не проходят матчи Чемпионата мира по футболу. Десять местных администраций проведение протестных акций согласовали, десять — отказали.
Причем Навальный митинговать намерен не только против пенсионной реформы, но также и против повышения НДС и роста цен на топливо. А также, по злой иронии, против неоправданных бюджетных расходов на проведение Чемпионата мира.
4 июля планирует провести акции протеста в восьми городах «Левый фронт» во главе с Сергеем Удальцовым. Причем уведомления он подал в том числе и в Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде, где проводятся футбольные баталии. Естественно, были получены отказы со ссылкой на указ президента от 09 мая 2017 года № 202. Этот отказ «Левый фронт» считает противоречащим ст. 31 Конституции РФ и Федеральному закону № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Кстати, по охвату сторонников акция «Левого фронта» (только в Москве он намерен собрать сторонников на Старой площади, которые понесут коллективное обращение в администрацию президента) превосходит даже всероссийскую акцию, которую 5 июля намерена провести Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР).
Все очень серьезно
На фоне выступлений оппозиции против пенсионной реформы оглушающе звучит молчание партии власти. «Единая Россия», которую возглавляет премьер Медведев, ничего неспособна противопоставить критике губительных реформ правительства.
О том, чем в этой ситуации может завершиться волна митингов, «Свободная пресса» расспросила руководителя Центра социального проектирования «Платформа», руководителя комитета по социологии Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Алексея Фирсова.
«СП»: — Алексей Владимирович, чем, на ваш взгляд, можно объяснить логику отказов и согласований протестных акций? Почему в одних городах митинговать против повышения пенсионного возраста тому же Навальному разрешают, а в других — нет? Неужели у власти даже по этому поводу нет единого мнения?
— Я думаю, что сейчас сложилась ситуация, когда в ряде случаев отсутствуют политические сигналы, которые поддаются однозначному прочтению. Поэтому в регионах власти и упражняются в интерпретации этих сигналов. Общественное пространство усложнилось (и за счет реформы, и за счет проведения ЧМ), а однозначные ориентировки пропали. В стране, я бы сказал, карнавал, а идеолога, который все расставит по местам, в обойме нет. Но и в оппозиции такие же проблемы — некому пока высоко держать знамя. Кстати, хорошая возможность для появления такого человека.
«СП»: — Решение о начале пенсионной реформы, полагаете, сознательно совместили с началом этого, как вы выразились, «карнавала»?
— Даже если это и не так, то убедить общество в обратном сложно: сообщение о повышении пенсионного возраста и НДС на старте чемпионата люди оценили как циничный PR-ход.
А ведь вместо того, чтобы пытаться вытеснять реформу из информационного поля, нужно было обратить это в нормальную публичную дискуссию. Власть может признавать свои решения непопулярными, но она не должна их бояться, стесняться и прятать. Этим она подтверждает слабость позиции.
Правительство заранее убедило себя в непопулярности своих мер и попыталось спрятаться за матчи чемпионата. Значит, самих граждан в этом случае принимают за одномерные существа с короткой извилиной, которые способны думать только о чем-то одном: либо о футболе, либо о пенсиях.
«СП»: — Другие реформы последнего времени (скажем, по отмене долевого строительства) таким же протестным потенциалом обладают?
— Что касается отказа от долевого строительства, то вряд ли: ведь всегда можно прикрыть его «заботой о дольщиках». Все равно ситуация проще для власти: у нее больше аргументов. Да и социальная база небольшая. Что касается пенсионной реформы, то протестный потенциал, конечно, очень серьезный и отмалчиваться нельзя.