Четверг, 25.04.2024, 17:20
Главная | RSS

Форма входа

Поиск



Календарь

«  Сентябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2021 » Сентябрь » 19 » КОГДА ПОМОЩЬ НУЖНА НЕ "ЗАВТРА"
19:17
КОГДА ПОМОЩЬ НУЖНА НЕ "ЗАВТРА"


В конце минувшего года на Енисее пропали двое наших односельчан: Сергей Подопригора и Игорь Зимин. И один, и другой за долгую жизнь в Бору снискали доброе отношение всех, кто их знал – за отзывчивость, за открытость, прямоту характеров. В Бору все на виду. Казалось бы, только совсем недавно встречались с ними на улицах посёлка, на грузовом причале, на реке – здоровались, шутили, говорили о повседневных делах… И определённо неправильным будет относиться к случившемуся с ними как к чему-то «неизбежному», обвиняя ребят в беспечности, хотя бы потому, что многое в произошедшем до сих пор не находит ясного объяснения, и нет на этот счёт ничего, кроме дежурных версий.
В наших небольших посёлках, где практически все знакомы, люди знают друг о друге достаточно. Говоря о Сергее и Игоре, излишне упоминать, что оба – бывалые рыбаки, искушённые в коварстве реки, изведавшие её мощь и суровый нрав. Потому невозможно представить, якобы бывалые, многоопытные мужики, оказавшись в экстремальной ледовой обстановке, вдруг принялись бы вести себя самым беспечным образом. Эти люди отлично осознавали, что с Енисеем должно говорить на “Вы” и правилу тому не изменяли. Игорь Зимин вообще отличался редкостной аккуратностью на воде и, может, даже излишней щепетильностью в плане безопасности поездок. Спасжилеты, вёсла, герметики – всё было на должных местах, в полнейшем порядке. Едва ли кто ещё так же дотошно следил за мотором и лодкой.
За годы рыбалки ребятам довелось повидать всякого. Енисей учит жёстко: трезв ты или пьян – всегда подспудно ощущаешь угрозу стихии, всегда прикидываешь степень риска. Это инстинктивное чувство самосохранения, присущее каждому здешнему рыбаку. Зная ребят, можно с уверенность говорить, что в тот злополучный вечер они обязательно бы учли обстановку на реке, и коль Сергею и Игорю действительно пришлось отправляться домой по темноте, то в момент, когда они отталкивали лодку от берега, спасжилеты были одеты на обоих.
Как-то привыкли у нас в досужих перетолках списывать все происходящие на Енисее трагедии – на «водку». Но на реке и без водки может случиться всякое: весной ли, осенью ли, ночью или днём – всего никак не предугадаешь. На воде вариантов попасть в беду предостаточно, будь ты хоть трижды трезв. Никогда не можешь точно знать, где настигнет лихо. Тут, как говорится, «соломки не постелешь».
Конечно, всяк волен слагать картину случившегося по-своему. Тем более, что до сих пор не выяснено: где и при каких обстоятельствах произошла трагедия, ведь никаких следов пропавших обнаружено не было. По прошествии полугода уже нет толку винить кого-то или выстраивать версии, но замечание к организации поисков всё же есть. Давние близкие отношения с Сергеем и Игорем обязывают нас вновь обратиться к этой теме.
Начнём с подробной хронологии событий.
Вечером 22.11.2020 С.Подопригора и И.Зимин не вернулись из поездки по Енисею.
23.11.2020 жёны пропавших мужчин обратились в местное отделение полиции. В тот же день родственники пропавших выехали на поиски на лодках, обследовав реку от п.Бор до о.Комсинский (ниже Енисей был непроходим из-за льда).
Утром 24.11.2020 жёны Подопригоры и Зимина вновь обратились в полицию, в Борский сельсовет, звонили на номер «112» с просьбой организовать поиски пропавших. На это им отвечали, что экипажу рейсового вертолёта дано поручение пролететь по руслу Енисея от с.Чулково до Бора. После полудня 24.11.2020 рейсовый вертолёт, выполнявший пассажирский рейс Туруханск – П-Тунгусска, впервые осмотрел участок реки Енисей от д.Чулково до п.Бор в поисках пропавших.
25.11.2020 борт Ми-8 вылетел в 13:35 с группой из сотрудников полиции, спасателей МЧС и медика. Долетев до курьи Лебедёвой, спасатели не обнаружили ни людей, ни лодки, ни вещей.
26.11.2020 в райцентре, наконец, начал составляться план мероприятий по спасению пропавших жителей (?!!). Жёны Подопригоры и Зимина были опрошены в полиции. В 13:30 вертолёт МИ-8, прибывший из Красноярска с группой спасателей Сибирского регионального центра МЧС, обследовал кордоны и зимовья левого и правого берегов Енисея от п.Сумароково до п.Бахта. Поиски не дали результатов.

Спору нет, в министерствах и штабах сидят профессиональные спасатели, кои должны знать лучше нас про организацию поисковых мероприятий в ЧС. Но всё же, давайте, проведём анализ случившегося и оценим, насколько «оперативными» и «экстренными» были действия спасательных служб.
Как следует из официальной версии, Подопригора и Зимин вечером 22.2020 заезжали на заимку, находящуюся на 54-м км реки Енисей, откуда, со слов сторожа заимки, выехали в направлении Бора. На 22.11.2020 – 23.11.2020 отсутствовали какие-либо сведения, что ребята проплывали на моторе мимо д.Сумароково. Исходя из этого, можно обоснованно предполагать, что авария не могла произойти выше д.Сумароково.
При любом ЧП на Енисее – будь то столкновение с препятствием, поломка мотора, падение за борт – лодка и люди будут плыть по течению вниз. Учитывая плотность плывущего по реке льда, у ребят вряд ли имелась возможность скоро прибиться к берегу при помощи вёсел. Это значит, что людей, вещи и лодку (если та оставалась на плаву) несло по реке вниз со скоростью 3,5 – 4 км/час.
На 24.11.2020, на момент начала поисков пропавших рейсовым вертолётом Ми-8, максимальное расстояние, на которое могло унести лодку по стремнине, составляло: 43 (часа) х 4 км = 172 км. Плюс 54 км до предполагаемого места аварии, итого: на 226 км от п.Бор вниз по ходу реки. Так что следует признать, что осмотр территории предполагаемого места происшествия с рейсового вертолёта от с.Чулкова (185 км по ходу реки), как и последующий вылет Ми-8 до Лебедёвой курьи (82 км), изначально не удовлетворяли требованиям поиска.
На 26.11.2020, то есть, спустя более 3,5 суток с момента пропажи людей, максимальное расстояние, на которое могло отнести лодку и вещи – 300-350 км от места предполагаемой аварии, но спасательная группа МЧС края в тот день смогла осмотреть Енисей только до 125-го километра. Вечером того же дня на совещании в администрации Борского сельсовета было принято решение о прекращении поисков.
Теоретически, лодка могла сохранять плавучесть сколько угодно долго. В ней находились незакреплённые сиденья из связанных кусков пенопласта, запасные спасжилеты, яркие цветные клубки «стеклянного» шнура, герметичные упаковки с продуктами, прочий плавучий скарб. И лодка, и люди в спасжилетах (их они успели бы надеть в любом случае!), и плавающие на поверхности вещи – на 23-26 ноября были бы отчётливо видны на воде, среди пока ещё тёмных, “зализанных” водой льдин. Но дальше Чулково никто не искал.

Разумеется, по мере течения времени с момента аварии (или поломки, или нападения, и т.д.) снижалась и вероятность обнаружения потерявшихся рыбаков. Вот почему родственники бились во все двери, настаивая на незамедлительном начале поисков 23.11.2020 – то есть, спешно, по-горячему, когда КАЖДЫЙ ЧАС был дорог для спасения человеческих жизней. Не на 3-е сутки, не на 4-е и не на 6-е, а СРАЗУ, после сообщения о пропаже людей надобно было поднимать в воздух вертолёт. Но, по факту, штаб по спасению пропавших борчан был организован только утром 26.11.2020, что никак нельзя назвать ни «своевременным», ни, уж тем более, «оперативным». Вдобавок следует указать, что служебный вертолёт ГУ МЧС России из Красноярска прибыл исключительно благодаря хлопотам игарских депутатов, озаботившихся судьбой пропавших борчан более чем кто-либо из депутатов Бора.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Эта заметка, разумеется, не изменит ничего: людей не вернуть. Никто не сомневается, что и экипажи вертолётов, и спасатели искали ответственно, на совесть, и мы благодарны этим людям за их старания. Но речь о неотложности организации поисков, определяющей смысл спасательной операции и её исход. В такой ситуации важную роль играет срочность поисковых мероприятий, а всё что происходит «потом» – на третьи сутки или позже – значительно сокращает шансы на спасение, сводя их к минимуму. Вот что имело решающее значение.
Кто вообще сказал, что ребята утонули 22.11.2020?! Да они бы не сдались в любой ситуации, они боролись бы до конца, держась до последнего! И, скорее всего, в ТЕ САМЫЕ первые сутки после аварии, они оставались живыми – влекомые бесконечным ледяным полем, не имея возможности пристать к берегу. И, возможно, ухватившись за нос тонущей лодки, они с надеждой всматривались в горизонт, ожидая услышать шум вертолёта…
Почему, когда теряется важный чиновник администрации или краевой депутат – вмиг поднимается переполох на весь край, шумит авиация, надрываются СМИ? Почему в нашем случае спасательные работы не были организованы сразу, когда перспектив спасти людей имелось не в пример больше?!
Это не первый и, конечно, не последний случай бесследного исчезновения рыбаков в районе. Пожалуй, администрациям следует подумать об оснащении парка местных подразделений МЧС «хивусами» и другой современной техникой, позволяющей добиться своевременности спасательных мероприятий, чтобы по неразворотливости местных властей как можно меньше инцидентов на реке заканчивались трагедиями.

С уважением к именам
славных наших товарищей,

люди, близкие Сергею и Игорю, Бор
Просмотров: 186 | Добавил: master | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: